О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании бьют тревогу из-за цен на топливо

Росавиация констатировала резкий рост цен на авиакеросин за месяц на 1-4 тысячи рублей или 6-7%. "ЛУКОЙЛ-Аэро", "Рсоснефть" и "Татнефть" не объясняют причин внепланового повышения цен

Росавиация констатировала резкий рост цен на авиакеросин за месяц на 1-4 тысячи рублей или 6-7%. "ЛУКОЙЛ-Аэро", "Рсоснефть" и "Татнефть" не объясняют причин внепланового повышения цен. В связи с этим Росавиация готовит обращение в Минэнерго на основе поступающих от крупных авиакомпаний предложений. Суть их пока не известна, но скорей всего речь пойдет о дополнительном регулировании цен или новых мерах господдержки. ФАС пока не хочет вмешиваться в ситуацию и резкое повышение цен не подтверждает

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) заявило о существенном повышении цен на авиационное топливо керосин в некоторых аэропортах.

"В июне-августе текущего года в 30-ти российских аэропортах зафиксирован значительный рост стоимости 1 тонны авиационного керосина, реализуемого предприятиями по авиатопливообеспечению, который составил в среднем 6-7%, в абсолютных величинах - от 1000 до 4000 рублей", - говорится в официальном сообщении Росавиации.

Повышение тарифов на топливо зафиксировано в аэропортах Поволжья - Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Волгограде и Перми, южных регионов России - Ростове-на-Дону, Махачкале, Ставрополе, Минводах, а также Сибири - Красноярске, Иркутске и других.

"Произошедшее летом внезапное повышение тарифов на авиационный керосин не было предусмотрено в программе деятельности авиакомпаний. Очевидно, что в ближайшей перспективе повышение стоимости топлива ляжет финансовым бременем на основных потребителей услуг отечественной гражданской авиации - пассажиров, - заявляет регулятор авиасообщений. - Также рост цен на авиатопливо способствует потере конкурентоспособности российских авиакомпаний на рынке международных перевозок и может стать фактором снижения показателей роста перевозок на региональных маршрутах, на развитие которых в 2014 году государство выделило почти 9 миллиардов рублей".

Государство выделяет средства авиакомпаниям на компенсацию тарифов межрегиональных авиаперевозок. В Росавиации считают, что необоснованные действия предприятий по топливообеспечению ведут к подрыву экономической деятельности авиаперевозчиков, и в первую очередь тех, которые уже находятся под введенными санкциями со стороны западных государств. В ведомство уже начали поступать предложения от ведущих авиакомпаний рассмотреть вопрос "о принятии экстренных мер по государственной поддержке отрасли по примеру тех, что были приняты в кризисном 2009 году".

Тогда авиакеросин с начала года подорожал в два раза, поскольку все услуги заправки в аэропортах были монополизированы. По предложению Ролсавиации был изменен порядок доступа к топливно-заправочным комплексам аэропортов. Аэропортам запретили продавать горючее, выделив топливно-заправочные станции в отдельные компании. Сейчас во многих аэропортах действуют две и более топливно-заправочных компаний. При этом тариф на заправку стал регулироваться на государственном уровне, а авиакомпании, осуществляющие региональные перевозки, получили компенсацию части затрат. 

"Авиакомпания "Трансаэро" поддерживает позицию Росавиации, изложенную на официальном сайте ведомства 21 августа 2014 года, сообщил "Эксперт Online" Сергей Быхал, директор по связям с общественностью "Трансаэро". - Необоснованный рост цен на авиационное топливо может оказать самое негативное влияние на деятельность отечественных перевозчиков и в свою очередь привести к росту цен на авиабилеты для пассажиров".

"Росавиация провела некорректный анализ цен на авиационный керосин, который отражает стоимостные колебания лишь на 10% розничного рынка авиатоплива. Такое мнение высказал ИТАР-ТАСС представитель "Роснефти". - Выводы Росавиации о необоснованном росте цен ошибочны, так как основаны на сравнении цен, устанавливаемых для разовых (спотовых) заправок компаний, которые не заключают долгосрочные контракты авиатопливообеспечения. Спотовые заправки составляют от 3 до 10% в различных аэропортах. Основной объем поставок авиатоплива осуществляется по долгосрочным контрактам, которые заключаются по результатам тендеров, проводимых авиакомпаниями", - сообщили в нефтяной компании.

По данным информационно-аналитического центра (ИАЦ) "Кортес", которые используются Минэнерго для анализа ситуации на рынке нефтепродуктов, средние цены на авиакеросин в аэропортах РФ с начала года выросли на 1,7%. По данным ИАЦ, оптовые цены снизились даже на 0,2%. В итоге средняя цена на авиакеросин в аэропортах России составляет 39,623 тысяч рублей,  оптовая - 30,909 тысяч рублей.

Но данные мониторинга ИАЦ "Кортес" не совпадают с данными Транспортного клирингового центра Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Возможно, потому что "Кортес" мониторит цены по всем аэропортам страны, а АЭВТ - по тридцати крупнейшим.

"Я бы не сказал, что произошел резкий рост цен и члены нашей ассоциации не жаловались. Не думаю, что повышение цен как-то ставит в неконкурентные условия авиакомпании, не вижу таких оснований, - пояснил "Эксперт Online" Владимир Тасун, президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). - По данным нашего Топливного клирингового центра, который мониторит данные по 30 крупнейшим аэропортам, на 1 января средняя цена была 32 тысяч 811 рублей за тонну, на 1 августа 33 тысячи 006 рублей, на 22 августа - 33 198,6. То есть повышение есть как и каждый год, но в среднем рост составил 00,6%".

В столичных аэропортах цены не повышались с начала года вообще. Впрочем, они здесь изначально были выше средних: в Шереметьево 33 тысячи 160 рублей, в Домодедово 35 тысяч 950 рублей.

"На сегодняшний день повышение цен не зафиксировано, но пока нет гарантий, что это не произойдет, поскольку здесь задействовано много факторов, - пояснили в коммерческом отделе аэропорта "Внуково".

В аэропорту Нижнего Новгорода (по данным АЭВТ) цены повысились больше, чем в среднем по 30 аэропортам: на 1 января авиакеросин стоил 32 920 рублей за тонну, то на 1 августа уже 33470 рублей. В аэропорту Иркутска 1 января керосин стоил 29 900, на 1 августа 31 850 - то есть повышение весьма существенное. Но и здесь сведения противоречивые:

"У нас не наблюдалось повышение цен на топливо, претензий от авиакомпаний нет", - пояснил "Эксперт Online"  Олег Пастухов, первый заместитель генерального директора ОАО "Международный Аэропорт Иркутск".
В аэропорту Казании сообщили, что у них на этой неделе керосин подорожал с 37, 8 тысяч до 38, 9 - почти на 1 тысячу рублей, что многим выше среднего по 30 аэропортам повышения.

Не подтверждают общее повышение цен и в ФАС.

"ФАС России проводит еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты, в том числе на авиакеросин, - пояснил "Эксперт Online" начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. - Лето - это сезон высокого спроса на авиаперевозки, когда традиционно повышаются цены на авиабилеты, а цены на авиакеросин понижаются. В ходе нашего мониторинга были выявлены незначительные разовые колебания цен, но мы не зафиксировали резких повышений, которые могли бы вызвать подозрения со стороны антимонопольных органов. Жалоб к нам по этой теме не поступало. Если мы увидим информацию, подтверждающую рост цен, мы разумеется проведем проверку для выяснения всех обстоятельств".

По словам Махонина, согласно предварительному анализу, который был проведен сегодня утром в отношении услуг топливно-заправочных комплексов, существенных изменений цен в среднем по России не обнаружено.

"Цены повысились по Дальневосточному федеральному округу, но это изменение стоимости услуг по заправке в крыло в диапазоне около 300 рублей, - говорит Дмитрий Махонин. - Есть вопросы по отдельным ТЗК, например, "Аэрофлот" недоволен монопольными ТЗК компании "ЛУКОЙЛ-Аэро" в аэропортах Самары, Сургута, Сыктывкара, Тюмени. Компания в самом деле ведет агрессивную ценовую политику, но объясняет это тем, что качество керосина у них высокое ввиду проведенной модернизации производства". 

В июле-августе "ЛУКОЙЛ-Аэро" поднял цены в среднем на 6-7% на авиакеросин в аэропортах Волгограда, Перми, Ростове-на-Дону, Тюмени, Самаре. В компании причину  последнего повышения цен, которые вряд ли связаны с давно завершившейся модернизацией,  не комментируют.

Во Владивостоке заправщик "Роснефти" "РН-Аэро" повысила цены на 8,5%. Но здесь есть альтернативные заправщики, тое есть авиакомпании имеют выбор.

"Центр расписания тарифов мониторит ситуацию с ценами на авиатопливо от 99 поставщиков в  62 аэропортах - пояснил "Эксперт Online" Сергей Извольский, советник руководителя Росавиации. -  И эти данные четко говорят, что по 62 аэропортам однозначно зафиксирован рост цен на 6-7%, местами от одной до четырех тысяч рублей. При этом поставщики топлива не дают никаких объяснений авиакомпаниям о причинах роста цен. А ведь у крупных авиакомпаний есть обязательства перед региональными о не повышении тарифов. Именно региональные получают субсидии государства, осваивая новые маршруты. И для них подорожание топлива в среднем на 2,5 тысячи рублей очень болезненно.  Мы пока не можем сказать, какие примем меры, пока предложения от авиакомпаний еще поступают. Но скорей всего, это будет наше обращение в Минэнерго, о содержании которого сказать пока не могу, такое решение еще не принято".

Скорей всего, речь пойдет о дополнительном регулировании цен на авиатопливо.

Между тем в следующем году рост цен на авиакеросин может составить 7% только из-за введения акцизов на него.  Включить авиационное топливо в перечень подакцизных товаров предложил Минфин. Ставки на авиакеросин намерены поднимать в течение трех лет: в 2015 году на уровне 2 тысяч 300 рублей за тонну, в 2016 году - 3 тысяч рублей за тонну, в 2017 году - 3 тысяч 500 рублей за тонну. ...
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка