О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сергей Файбушевич: История освоения Ту-154 в Якутии

В День воздушного флота России авиакомпания "Якутия" торжественно завершила эксплуатацию самолетов Ту-154. Начало полетов этих лайнеров ознаменовало новую эпоху в истории якутской авиации - время активного расширения географии полетов из Якутска

В День воздушного флота России авиакомпания "Якутия" торжественно завершила эксплуатацию самолетов Ту-154. Начало полетов этих лайнеров ознаменовало новую эпоху в истории якутской авиации - время активного расширения географии полетов из Якутска. Более 30 лет прошло со дня, когда в столице республики впервые приземлился Ту-154. Заслуженный пилот Российской Федерации Сергей Иванович Файбушевич, под руководством которого в начале 80-х годов был разработан комплексный план освоения Ту-154 в якутском авиапредприятии, вспоминает об истории освоения самолета.

В 1983 году Якутский авиаотряд получил самолет Ту-154 - первый в Якутии. Я в то время как раз переучился на этот тип воздушного судна, прошел курс переподготовки в Ульяновске. Был составлен масштабный план по освоению самолета. Через 2 года такой же план составлялся для модификации Ту-154М с новыми двигателями. Объем работы был большим, так как подготовка велась не только летной службой, были привлечены авиационно-техническая база, служба перевозок, служба радиотехнического обеспечения полетов, служба бортпроводников, отдел спецтранспорта. Все подразделения были задействованы и составляли свои планы, которые затем сводились в один общий. В то время из Москвы часто приезжали комиссии, проверявшие степень готовности нашего предприятия к освоению лайнера Ту-154. Как мы видим сегодня, спустя 30 лет, все это прошло успешно.

Конечно, к летному составу предъявлялись высокие требования. Командиром самолета Ту-154 мог стать пилот 1 класса, с высшим образованием. А также кандидат должен был быть членом партии. Поэтому в составлении плана принимал участие партийный комитет. Жесткий отбор проводился среди пилотов, штурманов и бортинженеров.

У меня сохранились копии документов - акта о проверке готовности якутского предприятия к приему Ту-154 на постоянное базирование, плана мероприятий по устранению недостатков и копия списка кандидатов на должности командного состава вновь создаваемого подразделения. Сейчас эти бумаги представляют историческую ценность.

Сегодня Ту-154 морально устарел по показателям топливной эффективности, т.е. для полетов требуется большой расход топлива. Современные самолеты, например, Боинг 757-200, расходуют примерно на 2 тонны в час меньше, чем "тушки". Поэтому авиакомпании переходят на более экономичные воздушные суда. К тому же, развал системы отечественной авиационной промышленности после распада Советского Союза, стал дополнительным фактором для перехода на иностранную технику.

Но в наше время появились российские самолеты: Сухой Суперджет 100, Ту- 204, Ту-214 - современные лайнеры, которые не уступают зарубежным.

Когда пришло указание получить самолет, у нас уже был подготовлен экипаж во главе с двумя командирами Виктором Лондкевичем и Дмитрием Шамаевым. Я вылетел навстречу экипажу в Новосибирск, чтобы лететь с ними обратно в качестве сопровождающего. В столице республики нас ожидала торжественная встреча.

Первые пассажирские рейсы, которые выполнялись из Якутска на Ту-154 были по маршрутам Якутск - Иркутск, Якутск - Хабаровск, Якутск - Новосибирск. Маршрут Якутск - Москва - один из самых длинных для этого типа самолета - появился примерно в 1985 году, когда был получен Ту-154М. До этого полеты в столицу страны выполнялись с пересадкой в Новосибирске. Тогда же начались рейсы в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар.

В заключение могу сказать, что общероссийской тенденцией является переход на иностранную авиатехнику в связи с ее большей эффективностью. Получается, что устаревшие типы самолетов выводятся из эксплуатации вместе с летным составом, что создает дефицит кадров. Выражу пожелание для отечественной авиации в целом - сосредоточиться на создании современных российских самолетов. А также хотелось бы, чтобы были восстановлены аэродромы, ныне неиспользуемые, таким образом возобновились авиаперевозки в отдаленные районы....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЯСИА». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка