Источник: газета «RBC Daily»
Автор: Тимофей Дзядко, Мария Гордеева
Опубликовано: 26.08.2014, 09:05

"Внучка" "Газпрома" уходит из Крыма


"Газпромнефть-Аэро", крупный игрок на рынке авиационного топлива, решила отказаться от работы в аэропорту Симферополя. Компания объясняет этот шаг экономическими причинами - высокими издержками работы в Крыму. Но источник в одной из авиакомпаний связывает это с риском новых санкций ЕС и США.

О том, что "Газпромнефть-Аэро" прекращает работать в аэропорту Симферополя, РБК рассказал гендиректор одной из авиакомпаний, летающих в столицу Крыма. По его словам, поставщик топлива опасается работать в Крыму из-за возможных западных санкций.

Авиакомпании, выполняющие рейсы в аэропорт Симферополя, известили предприятие ВИТЭК (владеет местным топливно-заправочным комплексом, ТЗК) о том, что с 16 сентября "Газпромнефть-Аэро" прекращает свою деятельность в аэропорту, подтвердила коммерческий директор ВИТЭКа Зинаида Грищенко. Причины ухода заправщика ей неизвестны.

"Газпромнефть-Аэро" работала в Симферополе всего несколько месяцев, уход обусловлен экономическими причинами, утверждает источник в "Газпром нефти". С учетом расположения нефтеперерабатывающих заводов и стоимости услуг оператора ТЗК "Газпромнефть-Аэро" не могла предоставить клиентам в Симферополе конкурентоспособные цены, указывает он. Ближайшие к Крыму НПЗ находятся в Туапсе (принадлежит "Роснефти") и Волгограде (ЛУКОЙЛ), а из принадлежащих "Газпром нефти" - только в Москве и Ярославле. Это соответствует деловой практике в "Газпром нефти": например, компания ушла из аэропорта Казани в конце 2012 года, продолжает собеседник РБК.

После ухода "Газпромнефть-Аэро" ее место может занять "Роснефть", которая уже обеспечивает 86% продаж авиатоплива в аэропорту Симферополя (через свою "дочку" "РН-Аэро"). Но, согласно сообщению компании, она начала работать в Крыму только в этом году. Уход конкурента и возможные причины этого представитель "Роснефти" не комментирует. Представитель ЛУКОЙЛа утверждает, что компания не присутствует в крымском аэропорту.

По словам источника, близкого к компании, работающей в симферопольском аэропорту, "Газпромнефть-Аэро" обслуживала авиакомпании Red Wings, "Саратовские авиалинии" и "Былина". Представители этих компаний пока не ответили на запросы РБК.

"ВИТЭК работает со всеми нефтяными компаниями, авиакомпании могут сами поставлять себе топливо", - отмечает Грищенко. ВИТЭК выполняет полный комплекс услуг по авиатопливообеспечению воздушных судов - от приема топлива до заправки "в крыло". Грищенко подчеркивает, что ВИТЭК не имеет отношения к группе ВЕТЭК украинского олигарха Сергея Курченко.

По словам коммерческого директора ВИТЭКа, с момента присоединения Крыма к России число рейсов в аэропорту Симферополя увеличилось с 30 до 100 ежедневно (в высокий сезон).

Для бизнеса "Газпром нефти" доходы от работы в Симферополе были незначительны. По оценкам ИК "Регион", на заправку самолетов в Симферополе приходилось не более 3-4% от общей реализации топлива "Газпромнефть-Аэро" (выручка компании в 2013 году составила 59,5 млрд руб.), отмечает аналитик компании Алла Юрова. К тому же в этом аэропорту была серьезная конкуренция со стороны "РН-Аэро", которая весной получила контракты на заправку самолетов всех крупнейших российских авиакомпаний - "Аэрофлота", "Трансаэро", S7, "Уральских авиалиний" и т.д. В таких условиях и с учетом транспортных затрат работать в Симферополе для "Газпромнефть-Аэро" могло стать экономически нецелесообразно, предполагает Юрова. Кроме того, с уходом из Симферополя и риск введения санкций в отношении "Газпром нефти" снижается, добавляет она.

Ведение бизнеса в Крыму может спровоцировать санкции в отношении конкретной компании. Так, в начале августа Евросоюз наложил санкции на авиакомпанию "Добролет" ("дочка" "Аэрофлота") как раз за полеты в Симферополь. После этого авиаперевозчик был вынужден прекратить свою деятельность, так как европейские контрагенты разорвали с ним договоры на лизинг авиасудов и их техническое обслуживание и страхование.

"Газпром нефти" есть что терять в случае санкций: компания поставляет нефть и нефтепродукты в европейские страны, а также развивает сеть АЗС на Балканах и в ряде восточноевропейских стран. В 2013 году к заправкам, ранее открытым под премиальным брендом Gazprom в Сербии и Румынии, добавились первые АЗС в Болгарии и Боснии и Герцеговине, говорится в отчете "Газпром нефти". "Газпромнефть-Аэро", которая занимает почти четверть российского рынка авиационного топлива, также присутствует и в зарубежных аэропортах: компания заправляет самолеты в 177 аэропортах в 50 странах.

После присоединения Крыма к России крупные российские компании прекратили бизнес своих украинских "дочек" на полуострове и при этом не спешат открывать российские филиалы. Так, украинские "дочки" ВТБ и Сбербанка закрыли отделения в Крыму, а "МТС-Украина" и "Киевстар" напрямую больше не оказывают услуги сотовой связи в регионе. ЛУКОЙЛ, владевший в регионе сетью АЗС, предпочел продать их.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 26 августа 2014 года | Дайджест публикаций за 26 августа 2014 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Былина (Bylina), АЭРО, Добролет, Ред Вингс, Газпромнефть-Аэро, Предприятие ВИТЭК, РН-Аэро, Саратовские авиалинии, Авиакомпания "Сибирь" (в процессе тестирования)