Автор: Сергей Титов
Опубликовано: 02.09.2014, 09:22
 

Ульяновск налаживает авиасближение с Самарой

Регион намерен объединиться с соседом в интересах авиации


[image]

Правительство Ульяновской области намерено объединить деятельность своего авиакластера с аналогичной структурой в Самарской области, тем самым намереваясь помочь в загрузке самарских предприятий заказами, решить кадровую проблему в ульяновском авиакластере и объединить усилия для получения госинвестиций. В правительстве Самарской области кооперацию поддерживают, но не намерены делиться кадрами. Эксперты полагают, что "теоретически объединение усилий может дать положительный эффект, но все будет зависеть от позиций руководителей регионов и предприятий".

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на аппаратном совещании облправительства сообщил, что предлагает "объединить ульяновский и самарский авиационные кластеры", "чтобы этот авиакластер стал самым мощным не только в России, но и, может быть, в Европе". "В Самаре большой авиационный завод "Авиакор", у которого имеется достаточный производственный и кадровый потенциал, но немалые сложности с заказами; развито производство самолетов малой авиации, сильный аэрокосмический университет (СГАУ); в то же время в Ульяновске созданы благоприятные условия для авиационных производств на территории портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), где могли бы разместиться и самарские предприятия, а "Авиастару" из-за большого количества заказов не хватает специалистов", - заявил "Ъ" ульяновский губернатор, заметив, что "если объединить усилия СГАУ, УлГУ и УлГТУ, то можно получить самый лучший вуз Европы и Азии, который бы готовил специалистов не только для себя, но и для других стран". По его словам, он намерен в этом полугодии встретиться с руководством Самарской области с предложением создать единый самарско-ульяновский авиакластер.

Как пояснил "Ъ" первый вице-премьер Вильдан Зиннуров, "речь идет не о слиянии авиакластеров, а о необходимости их плотного взаимодействия, объединении усилий". Он отметил, что "классическая схема кластера как территориального объединения сохраняется".

"Несмотря на весь скепсис о состоянии авиапрома, Ульяновск набрал себе огромное количество проектов (в разной степени локализации). Очевидно, что он не прожует все проекты ни по кадрам, ни по мощностям, ни по дополнительному привлечению инвестиций. В то же время мы видим скромность портфеля заказов у "Авиакора". Поэтому логично, когда все, что "Авиастар" и портовая зона будут отдавать на аутсорсинг, не разлеталось, а было рядом, в той же Самаре. Кроме того, совместными усилиями будет легче конкурировать за федеральные инвестиции. В конечном итоге это объединение производственного и кадрового потенциалов должно быть направлено на одну цель - создание конкурентоспособной авиационной техники", - сказал господин Зиннуров. По его словам, аналогичное взаимодействие регион планирует и с авиационными предприятиями Татарстана. По мнению Вильдана Зиннурова, никаких дополнительных юрлиц для такого взаимодействия создаваться не будет, "для этого достаточно работы в рамках Евразийского партнерства авиакосмических кластеров". "Если раньше между регионами шла конкуренция за бюджетные деньги, то сейчас мы видим, что важнее объединиться", - подчеркнул вице-премьер.

Впрочем, у правительства Самарской области несколько иной взгляд на возможность сотрудничества. Зампредседателя облправительства, министр промышленности и технологий Сергей Безруков отмечает, что "в Самаре о необходимости расширения кооперационных связей с Ульяновском говорят давно". "Но мы ставим вопрос шире. "Авиастар" входит в ОАК (Объединенную авиастроительную корпорацию), и именно ОАК могла бы быть нормальной концепцией взаимного сотрудничества", - заметил Сергей Безруков. В то же время он считает, что "взаимодействие должно быть не в рамках каких-то непонятных союзов, управляющих компаний авиакластеров, не через органы исполнительной власти, а в рамках работы конкретных предприятий с конкретным бизнесом, которые лучше знают, с кем и как коммуницировать". "А мы через меры господдержки, через кластеры и программы могли бы им помочь", - добавил вице-премьер. В то же время он признался, что правительству Самарской области "будет некомфортно", если самарские компании перейдут в ульяновскую ПОЭЗ, но понимает, что "удержать их, если они захотят, никто не сможет". "Нам понятна задумка ульяновского губернатора: из-за большой концентрации авиационных производств возникает проблема кадров, но мы не хотели бы, чтобы подготовленные в Самаре специалисты потом уезжали в Ульяновск. У нас другие задачи, нам нужно развивать свой авиационный кластер, хотя, конечно, кооперация вузов все равно будет", - добавил полушутливо господин Безруков.

Гендиректор компании "Инфомост консалтинг" Борис Рыбак считает, что "теоретически взаимодействие соседних авиакластеров может дать положительный эффект", "тем более что Ульяновская и Самарская области скорее взаимодополняющие, чем взаимоисключающие". "Но в реальности все будет зависеть от позиций, интересов и взглядов конкретных руководителей регионов и предприятий. Впрочем, Сергей Морозов упрям, последователен и нередко добивается своих целей там, где никто не верит в возможность этого", - заметил эксперт.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 2 сентября 2014 года | Дайджест публикаций за 2 сентября 2014 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Морозов Сергей, Зиннуров Вильдан, Рыбак Борис, Ульяновский авиационный промышленный комплекс "Авиастар", Авиакор-авиационный завод, Объединенная авиастроительная корпорация (в процессе тестирования)