О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Скользкий вопрос

В Госдуме подготовлены поправки в Налоговый кодекс, касающиеся отрасли пассажирских авиаперевозок. Международные перевозки предлагается обложить 18% НДС, а ставку налога для внутренних полетов, напротив, обнулить

В Госдуме подготовлены поправки в Налоговый кодекс, касающиеся отрасли пассажирских авиаперевозок. Международные перевозки предлагается обложить 18% НДС, а ставку налога для внутренних полетов, напротив, обнулить. Эксперты говорят, что это могло бы способствовать развитию внутреннего туризма, но несет серьезные риски авиаотрасли

Заместитель руководителя фракции "Справедливой России" в Госдуме Олег Нилов подготовил проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих корректировку ставок налога на добавленную стоимость операций по поставке отдельных видов услуг. Документ предполагает установить ставку НДС на услугу по международным воздушным перевозкам пассажиров и багажа за пределы России в 18% вместо сегодняшней ставки 0%. Ставку НДС на услугу по внутренним воздушным перевозкам пассажиров, составляющую сегодня 18%, наоборот, предлагается обнулить. По мнению парламентария, такое нововведение устранит налоговый приоритет для международного авиасообщения и сделает перелеты внутри страны и внутренний туризм более выгодными для граждан, пишут "Известия".

Ставка НДС на услуги по внутренним авиаперевозкам в размере 18% не действует сегодня лишь в отношении двух субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополь, которые после присоединения к России пользуются некоторыми налоговыми преференциями в первую очередь с целью поддержания туристического потока в регион. Предлагаемые депутатом изменения приведут к тому, что все регионы получат равные налоговые условия, а полеты за границу подорожают. "Предлагаемые меры станут дополнительным стимулом для авиакомпаний и туроператоров к оказанию соответствующих услуг в пределах территории нашей страны, что даст серьезный толчок развитию внутреннего туризма, - считает Олег Нилов. - Это нововведение снизит транспортные расходы и стоимость перелетов внутри РФ, в том числе и для самих граждан. В итоге данная мера комплексно поддержит развитие экономики".

Не секрет, что перелет за границу может обходиться россиянам дешевле, чем более короткие перелеты на курорты внутри страны. А после присоединения Крыма к России и развития прибрежных зон Краснодарского края пляжных курортов в стране существенно прибавилось. Но, рассчитанные на миллионы туристов, они страдают от отсутствия спроса именно из-за дороговизны перелета. Официальный представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина говорит, что обнуление НДС для внутренних авиаперевозок благотворно скажется на развитии внутреннего туризма. "Внутренние авиаперевозки у нас невероятно дорогие. Так, стоимость авиаперелета из зауральских городов, например, в Сочи сопоставима с ценой полного недельного турпакета в Турции или Таиланде, и тут не нужно гадать, что предпочтут жители Сибири или Дальнего Востока. При этом все попытки туроператоров наладить чартерные авиарейсы на российские курорты пока проваливались из-за их дороговизны, так что эти 18% НДС, нам, конечно, очень мешают, - рассказала она "Эксперт Online". - Что касается НДС на международные воздушные перевозки, повышение ставки негативно скажется на турбизнесе".

Глава налогового комитета "Деловой России" Марина Зайкова приветствует обнуление НДС для внутренних авиаперевозок, но считает увеличение налогового бремени для международного авиасообщения излишним. "Не секрет, что бизнес не любит НДС, так как этот налог отвлекает средства из оборота и тянет нас в неконкурентоспособность. Я за любое снижение НДС в любой отдельной отрасли, а тем более в авиационной. Конечно, не правильно, что сегодня огромный внутренний рынок авиаперевозок заполнен западными компаниями. Однако повышение НДС на международные воздушные перевозки - скользкий вопрос, поскольку Россия - член ВТО, а там любое налогообложение услуги встречается с непониманием. Так что не знаю, насколько это законно. На мой взгляд, толчок развитию внутренних авиаперевозок дало бы и одно освобождение от НДС. И логика процесса тогда была бы понятна", - пояснила она "Эксперт Online".

Глава аналитической службы, исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев уточняет, что заставить платить НДС иностранные авиакомпании мы не сможем, и основной удар в случае принятия этой инициативы придется на российских перевозчиков, летающих за рубеж. "Надеюсь, эти предложения в корне пресечет Минфин, поскольку на уровне правительства сегодня, наоборот, ведутся дискуссии о повышении НДС, а не о его снижении. Сегодня в связи с падением курса рубля вся отрасль переживает трудные времена, поскольку авиакомпании продают билеты за рубли, а затраты на обслуживание и ремонт парка, не говоря уже о покупке новых самолетов, привязаны к доллару. В результате введения НДС на международные авиаперевозки мы заметно уменьшим валютную выручку перевозчиков, что приведет к их уходу с мирового рынка и банкротству многих компаний", - пояснил он "Эксперт Online". По прогнозам эксперта, авиаотрасли в ближайшее время и без того придется не сладко, на ней скажется массовое банкротство туроператоров. "С октября перевозки на международных рейсах в результате начнут падать", - уверен Олег Пантелеев.

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков сомневается, что обнуление НДС на внутренних авиарейсах приведет к снижению цен на билеты "НДС - не главная составляющая в ценообразовании пассажирских авиаперевозок. На дороговизне авиабилетов внутри страны сказываются и другие объективные причины: в их цену включены и чистка снега зимой, и утепленные ангары, и множество убыточных аэропортов с двумя рейсами в день, расходы на содержание которых также входят в стоимость перелета, - рассказал он "Эксперт Online". - Не стоит забывать и о дороговизне топлива из-за отсутствия конкуренции в этой сфере. Что касается нулевой ставки НДС на международные авиарейсы, это мировая система - все страны поощряют экспортные перевозки". Эксперт указывает и на нежелание самих компаний снижать цены. "При введении невозвратных авиабилетов также ожидалось, что это приведет к снижению цен. Но поскольку ни у Росстата, ни у Росавиации нет надежной статистики по средним тарифам, авиакомпаниям легко сделать вид, что они сделали это. Так и снижение НДС может лишь увеличить маржу перевозчиков, а цены на билеты останутся на прежнем уровне", - говорит он.

Напомним: в июне глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сообщил, что ведомство будет добиваться внедрения новых методик ценообразования в авиации. Так, по инициативе уполномоченного органа, цены на авиабилеты будут учитывать длину маршрута. "Если мы говорили только о системе динамического ценообразования на билеты, сейчас мы будем говорить о сопоставимых рынках, стоимости сравнительных расстояний, то есть о более широком вопросе, который может привести к изменению практик авиакомпаний в большей степени", - заявил он. Кроме того, еще в апреле ФАС выдала предупреждение авиакомпаниям, занимающим доминирующее положение на отдельных товарных рынках, с требованием усовершенствовать систему продажи авиабилетов. Тарифы должны не только повышаться, но и снижаться по мере приближения к дате вылета, с учетом динамики изменения потребительского спроса и объема реализованных авиабилетов за конкретный период времени (процента занятости кресел), считают в ФАС....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка