О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Заморозки в небе

В правительстве не исключают введения ограничений на пролет самолетов над территорией России, если страны Запада введут новые секторальные санкции против страны

В правительстве не исключают введения ограничений на пролет самолетов над территорией России, если страны Запада введут новые секторальные санкции против страны. Это может повлечь дальнейшую эскалацию ограничительных мер в отношении отечественных авиакомпаний, и они могут оказаться намного болезненней для нас, чем для европейских перевозчиков, предупреждают эксперты

Российские власти готовят "ассиметричный" ответ в случае введения в ее отношении новых санкций в энергетике или финансовом секторе, заявил премьер-министрДмитрий Медведев в интервью газете "Ведомости".

"Если будут санкции, связанные с энергетикой, дальнейшие ограничения для нашего финансового сектора, нам придется отвечать асимметрично", - сказал он. "Например, ограничения в транспортной сфере", - добавил премьер. "Мы исходим из того, что у нас дружественные отношения с нашими партнерами, и поэтому небо над Россией открыто для пролета, но, если нас ограничивают, нам придется отвечать", - заявил Медведев. "Если западные перевозчики будут летать вне нашего воздушного пространства, это может привести к банкротству многих авиакомпаний, которые и так балансируют на грани выживания", - подчеркнул он.

Вместе с тем глава правительства высказался против такого развития событий. "Это плохая история; просто хотелось бы, чтобы наши партнеры в какой-то момент это осознали", - сказал он. Медведев также посетовал по поводу уже объявленных санкций в отношении России: "Я надеялся, что наши партнеры окажутся умнее", - заметил он.

Впрочем, в правительстве не исключают, что ограничения, введенные в ответ на санкции стран Запада против России, могут претерпеть уточнения. "Когда такие решения готовятся, невозможно учесть все, поэтому пришлось принять еще одно постановление, снять запрет с безлактозного молока и мальков", - напомнил он. "Не исключаю, что и дальше какая-то корректировка будет: мы не должны навредить нашим гражданам - это главное и первое соображение", - подчеркнул премьер. "А второе - мы должны постараться использовать эту ситуацию, которая возникла не по нашей воле, в интересах страны и нашей экономики", - добавил он.

Медведев заметил, что введение ответных мер было вынужденным. "Не мы это начали", - напомнил он. "Мы и так очень долго терпели; хотелось ответить раньше, но была позиция президента - не реагировать на эти действия", - рассказал премьер. "Но когда уже прошло несколько волн санкций, пришлось принимать решение", - добавил глава правительства. При этом он подчеркнул, что меры были тщательно проработаны. "Никогда ни президент, ни правительство не принимают таких решений спонтанно", - заверил он.

Медведев не стал уточнять, сколько, по его мнению, продлится война санкций. "Если наши партнеры возьмутся за ум и вся эта бессмысленная история с санкциями свернется, мы отнесемся к этому соответственно", - пообещал он. По словам премьера, санкционные войны не способствуют миру на Украине, а, напротив, ставят под угрозу систему безопасности в мире. "Санкции точно не помогают установить мир на Украине; они бьют мимо, и это понимает абсолютное большинство политиков", - сказал он.

По его словам, желание использовать силу в международных отношениях угрожает нарушить мировую систему безопасности. "Мы же понимаем, что санкции сначала экономические, а потом в ответ - политические, а политические вещи всегда асимметричны, и это уже пострашнее ограничений поставок: возможен взлом системы безопасности в мире", - заявил премьер. "Надеюсь, наши западные партнеры этого не хотят и сумасшедших среди тех людей, которые принимают решения, нет", - добавил он.

Напомним: идея остановить часть европейских чартеров и продлить транссибирские маршруты для авиаперевозчиков ЕС возникла еще месяц назад, когда российские власти обсуждали ответные меры на санкции, принятые Евросоюзом в отношении российского лоукостера "Добролет". Это привело к обвалу акций европейских авиакомпаний, а также "Аэрофлота" 5-6 августа. Дело в том, что изменение маршрутов движения самолетов в воздушном пространстве России при полетах по транссибирским маршрутам увеличит полетное время и, как следствие, рост издержек авиаперевозчиков, связанных с расходом топлива на рейсе и заработной платой кабинных экипажей, говорят специалисты. В результате европейские перевозчики рискуют оказаться неконкурентоспособными по сравнению с азиатскими авиакомпаниями.

Напомним, что иностранные компании платят за использование транссибирских трасс с 1970-х годов. Маршрут значительно сокращает время при перелетах из Европы в Азию. Получателем основного объема платежей - роялти - выступает "Аэрофлот". Это компенсация упущенной выгоды от неиспользования маршрутов отечественным авиаперевозчиком (по экспертным оценкам, объем выручки "Аэрофлота" от роялти составляет от $200 млн до $500 млн в год). Аэронавигационное обслуживание на транссибирских трассах приносит значительный доход "Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД)", но предприятие не раскрывает структуру доходов.

Россия, как и многие другие мировые державы, у которых значительная территория является стратегическим ресурсом, не входит в международное соглашение "о первой и второй свободе воздуха", предполагающее свободный пролет иностранных авиакомпаний над государством и возможность технической посадки для дозаправки, указывает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. "Но применение Россией права распоряжаться суверенным воздушным пространством может повлечь дальнейшую эскалацию ограничительных мер в отношении отечественных авиакомпаний, похожих на те, которые ощутил на себе "Добролет". Наша авиация от этого ничего не выиграет", - пояснил он "Эксперт Online".

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеевуказывает, что прямой запрет иностранным авиакомпаниям использовать воздушное пространство России противоречит международному законодательству. "Мы можем лишь изменить для европейских авиаперевозчиков точки входа в наше воздушное пространство и выхода из него с целью резко сократить их конкурентоспособность. Но если европейцы примут в ответ какие-то ассиметричные меры по отношению к нашей авиации, они могут оказаться намного болезненней, чем то, что уже произошло в ходе "войны санкций". Опыт "Добролета" показал, что остановить частную авиакомпанию не сложно, - напомнил он "Эксперт Online". - Между тем российская гражданская авиация сегодня неотделима от мировой, так что заявленные премьером ответные меры - чрезвычайно сильнодействующее лекарство и применить его можно один раз в жизни".

В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA, представляет интересы большинства авиакомпаний мира) также призывают не политизировать вопросы гражданской авиации. "Мы надеемся, что политическая напряженность не окажет негативного влияния на эффективность глобальных взаимосвязей", - сказал ИТАР-ТАСС в августе официальный представитель IATA Крис Готер, комментируя ситуацию вокруг транссибирских перелетов.

Напряженная ситуация может в принципе привести к замораживанию переговорного процесса с европейскими странами относительно модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов, который ведется с 2007 года, предупреждают эксперты. Предварительно согласованные между Россией и Евросоюзом принципы предусматривали изменение с 1 января 2014 года системы оплаты перелетов "с целью обеспечения транспарентности и адекватности этих платежей", но из-за введения ЕС системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS) для гражданской авиации переговоры затянулись....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка