О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо над Транссибом. Кто проиграет от закрытия воздушного пространства РФ

Премьер-министр Дмитрий Медведев не исключает, что РФ может закрыть воздушное пространство для иностранных авиакомпаний в ответ на новые санкции Запада. О последствиях такого шага АиФ.ru поговорил с экспертами

Премьер-министр Дмитрий Медведев не исключает, что РФ может закрыть воздушное пространство для иностранных авиакомпаний в ответ на новые санкции Запада. О последствиях такого шага АиФ.ru поговорил с экспертами.

В ответ на ужесточение санкций в отношении энергетического и финансового секторов РФ Москва готова ассиметрично ответить Западу, например, запретить авиаполеты над территорий России. Об этом в интервью газете "Ведомости" заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

"Будут ли новые санкции - нужно у них же спросить. Но если будут санкции, связанные с энергетикой, дальнейшие ограничения для нашего финансового сектора, нам придется отвечать асимметрично", пообещал глава правительства.

Санкции в ответ на санкции

Идея ограничить или полностью запретить иностранным авиаперевозчикам транзитные полеты через воздушное пространство России, не нова. Впервые этот вопрос обсуждался месяц назад, после того, как Евросоюз ввел санкции в отношении российского лоукостера "Добролет", а Украина наложила штрафы на авиакомпании РФ, летающие в Крым.

Говоря об ответных мерах, которые Москва может ввести на новые санкции ЕС, Медведев подчеркнул, что такие предложения уже озвучивались на заседании правительства. "Например, ограничения в транспортной сфере. Мы исходим из того, что у нас дружественные отношения с нашими партнерами, и поэтому небо над Россией открыто для пролета. Но если нас ограничивают, нам придется отвечать", - отметил премьер.

Ожидается, что новые санкции ЕС в отношении РФ вступят в силу 9 сентября. По сведениям издания Wall Street Journal, ограничения коснутся российских нефтяных и оборонных компаний. В "черный список" Брюсселя вошли "Транснефть", "Газпромнефть", "Роснефть", а также "Оборонпром", "Уралвагонзавод", "Объединенная авиастроительная корпорация". Компаниям, попавшим под санкции, будет запрещено брать в европейских банках кредиты со сроком погашения более 30 дней.

Кроме того, как утверждает издание, Евросоюз намерен ограничить экспорт для девяти российских предприятий, среди которых называется концерн "Сириус", "Калашников" и ассоциация "Станкоинструмент".

Эксперты, опрошенные АиФ.ru, придерживаются мнения, что Россия все-таки не станет закрывать воздушное пространство для европейских авиаперевозчиков - иностранные компании летали над территорией СССР даже во времена Холодной войны, напоминают специалисты.

"С одной стороны с точки зрения здравого смысла вероятность такого ответа должна быть равна нулю. С другой стороны я уже ничему особо не удивлюсь", - иронизирует независимый авиаэксперт Алексей Захаров.

В настоящее время самолеты из ЕС в Азию летают по самому короткому маршруту - транссибирскому. В случае ограничения или полного запрета полетов по Транссибу маршрут перевозок увеличится на тысячи километров, что влечет за собой дополнительные издержки авиакомпаний.

Как отметил Дмитрий Медведев, перспектива летать вне воздушного пространства России может повлечь за собой банкротства ряда авиакомпаний, дела у которых и без того не слишком хороши. "Но это плохая история. Просто хотелось бы, чтобы наши партнеры в какой-то момент это осознали. Тем более что санкции точно не помогают установить мир на Украине. Они бьют мимо, и это понимает абсолютное большинство политиков. Есть просто инерция мышления и, к сожалению, желание использовать силу в международных отношениях", - добавил глава правительства.

Впрочем, эксперт Международной организации гражданской авиации ИКАО, эксперт Комитета ГД по транспорту профессор Виталий Бордунов считает, что последствия от транспортных санкций будут обоюдоострыми как для ЕС, так и для России. Если Москва закроет воздушное пространство для европейских компаний, Брюссель в свою очередь ограничит полеты для российских перевозчиков через территорию Евросоюза, не говоря о финансовых потерях, которые РФ понесет в случае принятия такой меры.

"Никто не просчитывает, какие последствия могут быть. Наше любимое занятие - запрещать, но надо же просчитывать. Когда пешеход переходит дорогу, он просчитывает, либо он идет на красный свет, либо на зеленый. Та же самая история - ты пойдешь на зеленый и будешь в безопасности, а пойдешь на красный - будет несчастный случай. И в нашей ситуации несчастный случай будет для российской гражданской авиации и международных перевозок. <…> Последствия от такого запрета будут чудовищными: нам в ответ закроют собственное пространство, и куда мы будем летать?", - рассуждает Бордунов.

Стоит отметить, что в 70-х годах, когда СССР открыл транссибирский маршрут для транзитных полетов, сложилась такая практика, что за полеты через РФ иностранные компании платят "Аэрофлоту" порядка 300 млн долларов в год. В том случае, если небо над Россией будет закрыто, "Аэрофлот" потеряет эти деньги.

"Понятно, что европейские и азиатские компании, летающие по транссибирскому маршруту, понесут финансовые потери, но у нас тоже будет выпадение средств из бюджета, поскольку они летают через Сибирь не бесплатно. Часть тех денег, которые иностранцы платят за полеты через РФ остается в Аэрофлоте, а часть передается в Минтранс, то есть потери будут и там и там", - отмечает Захаров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка