О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кострома нашла инвестора для аэропорта

Администрация Костромской области нашла инвестора для развития регионального авиапредприятия, который предоставит аэропорту пять новых комфортабельных самолетов "Бомбардье" и "Боинг"

Администрация Костромской области нашла инвестора для развития регионального авиапредприятия, который предоставит аэропорту пять новых комфортабельных самолетов "Бомбардье" и "Боинг", сообщает пресс-служба губернатора.

По данным властей, операционное соглашение уже подписано. В настоящее время костромские летчики проходят обучение для работы на новых самолетах. Планируется, что первый борт "Бомбардье" поступит в распоряжение авиапредприятия уже в октябре.

- Самолеты будут эксплуатироваться по нашему расписанию. При этом по соглашению регион не будет нести никаких расходов на подготовку персонала и техническое обслуживание бортов. Это значительно улучшит ситуацию в экономике нашего предприятия, - приводит администрация слова заместителя губернатора Игоря Солоникова.

Власти уверены, что инвестор поможет провести финансовое оздоровление областного авиапредприятия, расширить географию маршрутов, привести в порядок находящееся в собственности региона аэродромное хозяйство и повысить зарплату работникам аэропорта.

Переговоры с потенциальным инвестором власти вели с 2013 года. В январе 2014 года депутаты Костромской областной думы по предложению губернатора включили в план приватизации 75 процентов акций регионального авиапредприятия, в состав которого входит костромской аэропорт "Сокеркино", за 60,3 миллиона рублей. После инвентаризации аэропорта выяснилось, что цена акций может быть поднята до 70 миллионов рублей.

Однако желания купить акции по новой цене инвестор не изъявил. После этого администрация региона вышла в думу с инициативой отменить продажу акций и оставить аэропорт в госсобственности, а сотрудничество с инвестором вести на измененных условиях государственно-частного партнерства.

Предложение властей об исключении аэропорта из прогнозного плана приватизации депутаты регионального парламента встретили настороженно. Ряд из них выказали опасение, что суммы 500 тысяч рублей в месяц, которую предложил инвестор на условиях ГЧП, для необходимой модернизации аэропорта явно недостаточно.

По данным профессиональных пилотов, инвестор готов платить деньги за услугу "взятия под флаг" костромского сертификата эксплуатанта пяти дополнительных самолетов. При этом согласно расчетам, которые они представили в думу, на самом деле "взятие под флаг" одного Boeing 757 и четырех Dash-8 компании Bombardierстоит не полмиллиона рублей, а 4,7 миллиона - почти в десять раз больше. Соглашаясь на такие условия, регион, по мнению летчиков, очень сильно "продешевит".

Как считают специалисты, канадские Dash-8 являются аналогами российских самолетов Ан-26-100 и Ан-24. Долгое время единственным российским авиаперевозчиком, эксплуатирующим Dash-8 в нашей стране, оставалась авиакомпания "Сахалинские авиатрассы". В 2013 году стало известно о начале эксплуатации самолетов этого типа авиакомпанией "Якутия". Таким образом, Костромское авиапредприятие может стать третьим в России эксплуатантом данного типа самолетов.

При этом специалисты предупредили, что квалифицированного англоговорящего персонала, способного обслуживать иномарки, в Костроме пока нет. Очевидно, для приема иностранных судов персоналу авиапредприятия придется пройти серьезную переподготовку, либо расширить штатное расписание за счет привлечения сторонних специалистов.

Пока этого не произошло, обслуживать новые машины, скорее всего, придется в другом месте - например, в имеющей международный статус ярославской "Туношне". При таких условиях ни копейки транспортного налога с новых самолетов область может не получить.

По данным администрации региона, к переподготовке для работы на новых воздушных судах костромские летчики уже приступили. Однако сколько на это потребуется времени, официально пока не сообщается.

Новый инвестпроект в Костромском аэропорту, по мнению пилотов, может нести не только плюсы в виде расширения географии полетов, но и серьезные риски. Так, при взятии чужих самолетов "под флаг" ответственность за воздушные суда в случае ЧП будет нести не собственник самолетов, а предприятие-эксплуатант.

При этом эксперты отмечают, что после трагедии с крушением самолета с ярославской командой "Локомотив" на борту требования к предприятиям-владельцам лицензий летных эксплуатантов значительно ужесточились. Сейчас получить такую лицензию заново практически невозможно. А отказ инвестора купить акции и стать совладельцем предприятия, несущим ответственность как за аэропорт, так и за сохранение лицензии, депутатов очень насторожил.

Дело в том, что, по мнению ряда народных избранников, работа с потенциальными инвесторами государственного авиапредприятия должна строиться через продажу акций. Однако приобретение акций для инвестора подразумевает ответственность за сохранность лицензии и, следовательно, финансовые риски, а к этому готовы не все. Для того, чтобы соглашение не стало кабальным для региона, подобные моменты необходимо учитывать при организации государственно-частного партнерства.

То, что Костромскому авиапредприятию необходима модернизация с привлечением инвесторов, ни у кого сомнений не вызывает. У региональных властей, владеющих 100 процентами пакета акций предприятия, не всегда хватает средств на своевременное покрытие всех расходов аэропорта, включая обязательные платежи и налоговые сборы.

Костромская транспортная прокуратура в ответ на запрос "Российской газеты" отметила, что в ходе проверки аэропорта "выявлены нарушения, связанные с учетом летного и рабочего времени членов летного отряда ОАО "Костромское авиапредприятие", иные нарушения безопасности полетов и авиационной безопасности, нарушения в области пожарной и транспортной безопасности, в связи с чем применялись меры прокурорского реагирования".

В настоящее время в Костромском аэропорту нет цеха бортпитания, нет склада ГСМ, помещения для отдыха экипажей нуждаются в обновлении. Взлетно-посадочная полоса аэропорта также требует реконструкции. Она имеет размеры 1700 на 50 метров, относится к классу "Г", покрыта бетонными плитами и рассчитана на прием небольших самолетов типа Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Л-410, Як-40 и вертолетов всех типов.

По техническим требованиям, для приема самолетов типа Boeing 757 минимальная длина взлетной полосы должна составлять 2230 метров. Таким образом, в настоящее время обслуживать "Боинги" такого класса в Костроме пока невозможно.

Костромское авиапредприятие базируется на территории бывшего военного аэродрома Сокеркино, обеспечивая полеты в Анапу, Санкт-Петербург, Симферополь, отдаленные районы Костромской области на самолетах Ан-26, а также предоставляя услуги санитарной авиации на вертолетах Ми-2. Пропускная способность аэропорта - два воздушных судна в час.

В июле 2013 года по обращению губернатора Сергея Ситникова аэродром был передан из ведения Министерства обороны РФ в ведение администрации региона. Власти полагали, что изменение правового статуса полосы позволит на законных основаниях начать ее реконструкцию.

Ежегодные расходы бюджета Костромской области на содержание аэропорта составляют более 100 миллионов рублей в год, из них 60 миллионов составляют расходы на санитарную авиацию.

Окончательное решение об исключении аэропорта из региональной программы приватизации депутатам облдумы предстоит принять на заседании 18 сентября....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка