Автор: Екатерина Вьюшкова
Опубликовано: 11.09.2014, 10:43
 

"Авиакору" ищут крылья

Власти вернулись к вопросу восстановления производства Ил‑114 на базе самарского завода


[image]

Самарский завод "Авиакор" предварительно определен приоритетной базовой площадкой, на которой, возможно, будет развернуто производство Ил-114. Правительство России вернулось к обсуждению проекта, несмотря на то что недавно Минпромторг РФ признал восстановление производства самолета нерентабельным. По мнению экспертов, реализация проекта на самарском заводе возможна при наличии необходимого финансирования.

Правительство России вернулось к вопросу восстановления производства Ил-114. Во вторник на совещании в Москве под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина было принято решение производить самолет на российских предприятиях. Как сообщает пресс-служба правительства Самарской области, приоритетной базовой площадкой предварительно был определен самарский завод "Авиакор" (входит в холдинг "Русские машины". - "Ъ").

Ил-114 - семейство турбовинтовых самолетов для местных авиалиний. Вместимость - 64 пассажира. Дальность полета - 1,5 тыс. км. Первый опытный полет состоялся в 1990 году, но из-за недостатка финансирования и других проблем массовое производство самолета так и не было развернуто. До 2012 года выпускался в Ташкенте, построено около 20 самолетов. В 2012 году каталожная стоимость оценивалась в $16 млн.

Напомним, идея реанимации проекта Ил-114 возникла весной в разгар конфликта РФ с властями ЕС и США из-за Украины. В июле на совещании по социально-экономическому развитию Самарской области с участием Владимира Путина вновь был поднят этот вопрос. Тогда генеральный директор "Авикора" Алексей Гусев заявил, что самарский завод готов начать производство самолетов Ил-114. "Начнем мы производство из тех заделов, которые остались в Узбекистане, там порядка 10 воздушных судов. Мы их планируем перевезти и доделать. Одновременно с этим будем заниматься оцифровкой этого самолета, и уже на новые модернизированные самолеты с новым пилотажным авиационным комплексом, мы планируем, уйдет лет пять", - сообщил господин Гусев. По его подсчетам, освоение самолета, сертификация, оцифровка, подготовка производства обойдутся в сумму от 10 до 12 млрд рублей. 11 августа Владимир Путин дал поручение оценить целесообразность развертывания серийного производства самолета Ил-114 на базе "Авиакора" для нужд военного ведомства и гражданской авиации, но спустя две недели Минпромторг России заявил, что возобновление этого проекта нерентабельно.

Стоит отметить, что развертывание производства Ил-114 на сегодняшний день является практически единственным шансом для "Авиакора" избежать закрытия предприятия. Последние десять лет из-за отсутствия заказов производство на самарском заводе практически простаивало, предприятие терпело миллионные убытки. Надежда на возрождение "Авиакора" забрезжила в 2012 году. Развитие завода областные власти в первую очередь связывали с заказами Минобороны на производство Ан-140. Однако согласно годовому отчету предприятия за 2012 год, "Авиакор" передал Минобороны только два из шести запланированных Ан-140, убыток завода по итогам 2012 года составил 675,3 млн рублей. В 2013 году предприятие передало министерству еще три самолета, а убыток завода увеличился до 760,6 млн рублей. В июле этого года Алексей Гусев сообщил, что производство Ан-140 на самарском заводе может полностью остановиться из-за сбоев поставок запчастей с Украины.

Почему правительство РФ вернулось к вопросу восстановления производства Ил-114, не сообщается. Однако известно, что готовность провести полное цифровое перепроектирование и модернизацию самолета выразило ОАО "Авиационный комплекс имени Ильюшина" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК. - "Ъ").

Генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак не считает "Авиакор" подходящей для производства Ил-114 площадкой. "В Ульяновске на "Авиастаре" недавно смогли сделать что-то подобное: у них получилось возродить производство Ил-76. Но, во-первых, на это ушло пять лет, а во-вторых, завод в Ульяновске и завод в Самаре - это две фундаментальные разницы: "Авиакор" устарел, там практически все разрушено", - рассуждает господин Рыбак. По его словам, логичнее было бы организовать производство Ил-114, например, на Воронежском авиационном заводе, чем на самарском "Авиакоре".

Руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев настроен более оптимистично. "Авиакор" можно назвать подходящей площадкой, как минимум - заинтересованной. К тому же за самарским заводом стоит мощный лоббист Николай Меркушкин и не менее мощный лоббист Олег Дерипаска (владелец "Русских машин". - "Ъ"). За то время, пока идет оцифровка и подготовка к производству самолета, можно модернизировать завод, это вопрос лишь денег и доступа к техресурсам", - объясняет господин Пантелеев.

В свою очередь, пресс-служба регионального правительства, цитируя врио губернатора Самарской области Николая Меркушкина, сообщила, что "в случае конкуренции между регионами страны Самарская область будет готова вложить 1-1,5 млрд рублей в модернизацию "Авиакора" для того, чтобы производство самолета было в Самаре".

По информации пресс-службы облправительства, Минпромторг через две недели представит план действий по восстановлению производства Ил-114.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 11 сентября 2014 года | Дайджест публикаций за 11 сентября 2014 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Самара». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Гусев Алексей, Пантелеев Олег, Рыбак Борис, Авиакор-авиационный завод, Ан-140, Ил-114, Объединенная авиастроительная корпорация, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Ил-76, Ил-76 МД, Олег Дерипаска, Крылья, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (в процессе тестирования)