О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Правительство ищет пути спасения Ютэйр. Комментарий руководителя аналитической службы агентства Авиапорт Олега Пантелеева в эфире радио Сити FM

В конце прошлой недели стало известно, что российские авиакомпании из-за сложности с привлечением финансирования обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой предоставить им государственные гарантии

Ведущие: Юрий Дудь и Елена Перова

Радиостанция "СИТИ FM" - "Утро в Москве", 25.09.2014, 09:12

Ведущий: Правительство ищет пути спасения Ютэйр - третьей по величине авиакомпании России. Перевозчик испытывает серьезные финансовые проблемы из-за девальвации рубля и череды банкротств туристических компаний.

В качестве мер по спасению Ютэйр рассматриваются два варианта.

Первый - передача проблемной авиакомпании в управление Аэрофлоту. Второй вариант - крупный кредит под госгарантию. Об этом РИА Новости рассказали источники, знакомые с ходом обсуждения в Правительстве. По их словам вариант остановки деятельности авиакомпании Ютэйр не рассматривается.

По данным Росавиации, Ютэйр третья по величине авиакомпания в стране. Вторая, Трансаэро, которая по данным СМИ тоже испытывает серьезные финансовые проблемы и также обратилась за помощью к государству.

Напомню, в конце прошлой недели стало известно, что российские авиакомпании из-за сложности с привлечением финансирования обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой предоставить им государственные гарантии. Речь может идти о предоставлении перевозчикам госгарантий на несколько млрд. долларов в течении пяти лет.

С нами на связи руководитель аналитической службы агентства Авиапорт Олег Пантелеев.

Какова главная причина по которой возникли проблемы у Ютэйр?


Олег Пантелеев (по телефону): Это комплекс причин. С одной стороны девальвация рубля. Но мы видим, что значительная часть расходов авиакомпаний связана с оплатой воздушных судов, взятых в лизинг, а эта оплата производится в иностранной валюте.

В тоже время, эта авиакомпании, имеющая значительную долю выручки на внутреннем рынке. Это была наиболее мощная компания именно на многих российских направлениях, имеющую выручку от продажи билетов рублевую.

Кроме того, авиакомпаниям нужно прибегать к заимствованиям. Этого требует сезонный характер работы. А стоимость заимствований резко возросла. В этой ситуации ставки, предлагаемые авиакомпаниям делают их заведомо убыточными.

Предоставление госгарантий теоретически могло бы снизить стоимость заимствований до какой-то приемлемой величины и тем самым, возможно, позволило бы авиакомпаниям без других видов поддержки по крайней мере переждать тяжелый период.

Ведущий: Правда ли, что у Трансаэро такие же проблемы?

Олег Пантелеев: У всех компаний, которые развивались чрезвычайно интенсивно с темпами превышающими темпы рынка в целом были проблемы роста. Развивались они на заемные средства и сформировали достаточно большую задолженность. Пока пассажиропоток рос, пока доходная ставка от перевозки пассажиров была достаточно высокой, авиакомпании могли обслуживать текущий долг и развиваться либо сократить темпы развития и направить средства на досрочное погашение долга.

Сейчас такой возможности нет. Доходность перевозок резко сокращается. Мы видим, что цены растут гораздо менее быстро, чем издержки авиакомпаний.

Ведущая: Если такие две крупные авиакомпании на гране краха, что же ждет пассажирскую авиацию внутри страны?

Олег Пантелеев: Здесь двух вариантов быть не может. Авиакомпании должны подымать цены на билеты. Потому что сейчас доходы не позволяют сводить концы с концами. У правительства есть выбор: либо давать деньги на то, чтобы удерживать уровень цен на приемлемом для населения уровне либо отпустить ситуацию. Тогда какие-то компании могут уйти с рынка, а остальные дружно задерут цены. Вместо роста перевозок мы получим спад, но при этом уцелевшие компании смогут хоть как-то поправить свое состояние.

Ведущий: Если у авиакомпании проблемы, то на чем они начинают экономить в первую очередь? На безопасности, в том числе, сокращая персонал и загружая работой людей сверх нормы? Это обоснованные опасения?

Олег Пантелеев: Если возьмем пример Ютэйр, то она некоторое время назад распространила заявление о том, как будет оптимизировать свои расходы. Сокращение персонала затронуло административных работников. То есть не пилотов, не бортпроводников перевозчик не сокращал.

Если говорить о наземных технических службах, которые выполняют обслуживание самолетов, то в целом было принято решение постепенно свои собственные подразделения выводить из компании и отдавать эти услуги на аутсорсинг. Тем самым говорить об экономии на безопасности не приходится.

А вот экономия на пассажирах налицо. Многие российские авиакомпании уже смотрят на то, чтобы сократить рационы питания. Ютэйр, как раз, это сделала несколько недель назад.

Ведущий: Спасибо. Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства Авиапорт был в эфире Сити FM....
Авторские права на данный материал принадлежат «СИТИ -FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка