О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Под началом прославленной летчицы

Известная летчица, первая среди женщин Герой Советского Союза (1938 г.), в годы Великой Отечественной совершила 204 боевых вылета, из которых 132 выполнила ночью

В истории липецкой военной авиации есть одна малоизвестная страница, связанная с базированием на местном аэродроме летом 1943 года оперативной группы 101-го авиационного полка (АП) авиации дальнего действия (АДД) Героя Советского Союза полковника Валентины Гризодубовой.

Известная летчица, первая среди женщин Герой Советского Союза (1938 г.), в годы Великой Отечественной совершила 204 боевых вылета, из которых 132 выполнила ночью. С марта 1942-го полковник Гризодубова - командир 101-го отдельного авиационного полка дальнего действия. Полк, укомплектованный в основном летчиками гражданского Воздушного флота, по заданиям Центрального штаба партизанского движения выполнял полеты по переброске людей и грузов в партизанские отряды на территории оккупированной Украины.

В соответствии с оперативным планом боевых действий на весенне-летний период 1943 года, разработанным ЦК КП (б) Украины и утвержденным ЦК ВКП (б), на авиацию была возложена задача по обеспечению партизан Украины всем необходимым. В начале июня 1943 года десять самолетов Ли-2 из состава полка перелетели с основного места базирования в Монино Московской области на военный аэродром в Липецке. Это в первую очередь было связано с активизацией партизанского движения на оккупированных территориях и нехваткой темного времени суток для длительных перелетов в глубокий тыл противника.

Полеты с липецкого аэродрома проходили успешно. В партизанские отряды по воздуху доставляли оружие, взрывчатку, медикаменты, оборудование и расходные материалы для типографий, продовольствие. На Большую землю эвакуировали раненых и детей. Всего за время базирования летчиками оперативной группы 101-го авиационного полка с аэродрома "Липецк-2" было выполнено 157 вылетов. Из них с посадкой на подготовленные в лесу площадки - 59, с использованием парашютов - 98. Всего было переброшено 181 тонна различных грузов (в основном оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ), перевезено 194 человека. Эвакуировали 547 детей, раненых и больных партизан.

Полковник Гризодубова лично выполняла полеты за линию фронта днем и ночью. Как командир полка, она большое внимание уделяла летной подготовке своих экипажей. Для этого Гризодубова занимала в самолете место второго пилота и строго контролировала действия летчиков на различных этапах: на боевом курсе, во время бомбометания. Особое внимание обращалось на взаимодействие членов экипажа в воздухе. Сама Гризодубова тщательно готовилась к каждому боевому полету.

Героических эпизодов из боевой биографии Валентины Гризодубовой можно привести немало. Бывший начальник штаба 101-го полка гвардии подполковник А. Верхозин в своих воспоминаниях пишет: "Много сил и энергии вложила эта женщина в боевую работу полка. Были у нее и волнения, часы нелегких раздумий. Немало трудностей отпустила ей жизнь: очень сложно отвечать за людей, воспитывать их, вести в бой. Но подлинное счастье испытывала Валентина Степановна, когда видела, как стойко и самоотверженно бились с фашистами экипажи ее прославленного в боях авиационного полка".

За время пребывания в Липецке оперативной группы 101-го авиаполка в боевых условиях не было потеряно ни одного самолета. Вместе с тем не обошлось без чрезвычайных происшествий на земле. Во второй половине дня 30 июня 1943 года, когда после напряженных ночных полетов летчики отдыхали под крыльями своих самолетов, началась подготовка воздушных судов к новой летной смене. Командир транспортного Ли-2 старший лейтенант С. Соловей и штурман лейтенант П. Москаленко лежали в тени своего только что загруженного взрывчаткой самолета. К нему подъехала еще одна автомашина с грузом для партизан. Выкурив по папиросе, летчик и штурман собрались перей­ти с солнцепека в тень от крыла другого воздушного судна.

И вдруг - страшный взрыв! Самолет вспыхнул, его мелкие обломки разлетелись во все стороны. Контуженные, поцарапанные осколками Соловей и Москаленко чудом остались живы. Но погибли борттехник старший сержант А. Зозуля, механик старшина П. Оноприенко, борт-радист сержант Н. Соколов, воздушный стрелок старшина П. Зайченко, авиационные механики сержанты М. Фокин и П. Горбунов, мотористы рядовые Н. Кулиш, В. Косточкин и Е. Горбачев. Все они захоронены в братской могиле на кладбище в районе, расположенном рядом с сегодняшним Центральным рынком. В ходе подготовки к празднованию юбилея Великой Победы в 1985 году их останки были перенесены на площадь Героев областного центра.

Расследование, проведенное органами военной контрразведки "СМЕРШ", установило причины трагедии: команда, доставившая взрывчатку на аэродром, погрузила тол и взрыватели к нему навалом. Это было грубым нарушением техники безопасности. Командованием АДД и руководством партизанского движения были сделаны соответствующие выводы.

В начале июля 1943 года план снабжения украинских партизан боеприпасами был выполнен, и экипажи оперативной группы 101-го авиаполка в полном составе вернулись в Монино. До окончания Великой Отечественной войны оставалось почти два долгих и тяжелых года......
Авторские права на данный материал принадлежат «Липецкая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка