О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"ЮТэйр" на грани

Третья авиакомпания по объемам перевозок в России - группа "ЮТэйр" - находится в критическом состоянии. В понедельник вечером на это обратили внимание в правительстве и Сбербанке

Третья авиакомпания по объемам перевозок в России - группа "ЮТэйр" - находится в критическом состоянии. В понедельник вечером на это обратили внимание в правительстве и Сбербанке.

Так, помощник президента РФ Андрей Белоусов заявил журналистам, что "у "ЮТэйр" довольно тяжелая ситуация, и правительство работает сейчас над тем, как эту ситуацию разрешить". Одновременно Сбербанк объявил о том, что повышает ставки по кредитным линиям авиакомпании "ЮТэйр", что также свидетельствует о проблемах с погашением долгов.

По РСБУ чистая прибыль "ЮТэйр" за 1-й квартал 2014 года снизилась более чем в 50 раз - почти до 5,47 млн рублей. Степень покрытия долгов текущими доходами /прибылью/ ушла в отрицательные значения, составив минус 78,24 против 15,99 по итогам второго квартала 2013 года.

Согласно квартальному отчету, к 30 июня 2014 года "ЮТэйр" почти полностью выбрала кредитные линии, открытые для нее Сбербанком в 2013 году и весной этого года на общую сумму 22 млрд рублей. Кроме того, выбрана кредитная линия в банке "Россия" на сумму $130 млн со сроком погашения летом 2016 года.

В конце июля компания объявила о старте программы оптимизации издержек "Импульс", которая должна сэкономить перевозчику 5 млрд рублей до конца года. В рамках экономии сокращению подлежат маршрутная сеть, сотрудники компании и воздушный флот.

Основные аэропорты базирования компании - Тюмень (Рощино), Сургут, Москва (Внуково) и Уфа. Контролирующим акционером "ЮТэйра" является НПФ "Сургутнефтегаз", которому принадлежит больше 70% акций компании.  Пассажиропоток в 9,6 млн человек образуется за счет разветвленной сети перевозок внутри страны и даже внутри отдельных регионов.

"Ситуация на рынке, безусловно, непростая, - признает гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов. - Мы все - авиакомпании, работающие в России, - естественно, боремся, никто ничего не собирается останавливать, находимся во взаимодействии и друг с другом, и с банками, и властями, чтобы продолжать работать. Надеемся, что рынок эти сложные времена переживет".

Пока полеты проходят в штатном режиме, билеты продаются, на маршрутах средней дальности отменена еда, - сообщил сотрудник компании.

О проблемах "Ютэйра" стало известно еще летом, когда профсоюзы авиаторов рассказали о массовых сокращениях сотрудников. С иностранными контрагентами расчеты осуществляются в долларах, а прибыль авиакомпания получает в рублях. Разница, потерянная при конвертации, вылилась в локальный финансовый кризис перевозчика, говорят о причинах проблем авиакомпании эксперты. Они также отмечают, что ситуацию усугубили: падение покупательской способности, необходимость облета Украины, причем на популярных туристических маршрутах, и еще целый ряд факторов.

В правительстве обсуждается два "плана" спасения компании: предоставление югорскому перевозчику госгарантий и передача "ЮТэйра" под управление "Аэрофлота", что чревато сокращением количества региональных маршрутов.

Педседатель совета директоров аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев уже заявил, "что транспортный узел не собирается останавливать полеты "ЮТэйра". "Авиакомпания "ЮТэйр" является базовой авиакомпанией для аэропорта Внуково. Нас связывают дружеские и партнерские отношения с почти полувековой историей. Мы вместе переживали все взлеты и падения. "ЮТэйр" оставалась с нами даже в те моменты, когда в нашем аэропорту проходило тотальное строительство: возводился новый аэровокзальный комплекс, велась реконструкция аэродрома, взлетно-посадочных полос и когда приходилось совершать полеты с одной укороченной полосы. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы отношения с авиакомпанией и дальше развивались в партнерском ключе и авиакомпания "ЮТэйр" продолжала полеты из аэропорта Внуково", - подчеркнул он.

Эксперты предлагают задуматься не о поддержке одной компании, а о том, как поднять отрасль в целом: создать такие условия, чтобы авиакомпании не зависели от выплат по кредитам за иностранные самолеты1, а регионы не страдали из-за монополии на внутрироссийские рейсы одного перевозчика....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка