О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Диспетчеров Московского авиаузла обвинили в порче оборудования

Запуск в эксплуатацию нового центра управления полетами Московского центра Госкорпорации по ОРВД, намеченный на декабрь 2014 года, отложен еще на 1 год

Запуск в эксплуатацию нового центра управления полетами Московского центра Госкорпорации по ОРВД, намеченный на декабрь 2014 года, отложен еще на 1 год. Оборудование стоимостью более 1 млрд рублей не прошло приемочных испытаний - оно оказалось, по мнению проверяющих, ненадежным и небезопасным для полетов. Разработчик аппаратуры - ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" - обвинил в провале испытаний диспетчеров, которые задавали недопустимые для работы автоматики параметры, что приводило к отказам и сбоям. Однако сами авиадиспетчеры уверяют, что при тестировании аппаратуры действовали в соответствии с утвержденными методиками.

Строительство нового центра управления полетами (ЦУП) во Внуково, призванного облегчить управление воздушным движением и увеличить пропускную способность аэропортов, началось в 2009 году. Новый диспетчерский центр, оснащенный современным оборудованием, должен обеспечивать полеты 14 гражданских и 21 военного аэродромов в Центральной России, первоначально его планировали запустить в декабре 2011 года. Затем сроки сдачи в эксплуатацию ЦУПа неоднократно переносились. За это время государство вложило в проект более 2,4 млрд рублей.

Последней датой для ввода в эксплуатацию новой автоматизированной системы организации воздушного движения был назван декабрь 2014-го на заседании правительственной комиссии по транспорту под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича. В августе 2014 года диспетчеры Московского авиаузла приступили к приемочным испытаниям нового оборудования.

Однако в ходе испытаний специалисты проверяющие выявили целый ряд существенных недостатков новой системы, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов. Так, во время тестирования были отмечены случаи некорректной обработки радиолокационной информации (РЛИ).

- Поступавшая информация с локатора не отображалась на мониторе у диспетчера, - поясняет собеседник в Росавиации. - Фактически диспетчер работал вслепую, не видя самолета, который находится в зоне его ответственности.

В ряде случаев, по словам специалиста, информация о взлетающих самолетах приходила на экраны с существенной задержкой, когда лайнеры были уже не в 200 м от земли, а в 1,4 тыс. м, что могло привести к столкновению воздушных судов. Кроме того, были отмечены и другие сбои, в результате которых самолеты, летящие на юг, на локаторе диспетчера отображались как летящие на север. Метеосводка об опасных погодных явлениях приходила к диспетчерам с 20-минутным опозданием, в результате чего специалисты ОРВД не могли предупредить экипажи лайнеров об изменениях погоды по курсу движения.

- Но самое страшное, что во время 48-часовой бесперебойной испытательной работы вся система трижды полностью вырубалась на 24 минуты, а еще 72 раза пришлось перезапускать диспетчерские пульты управления, за которыми работали диспетчеры, - говорит собеседник из Росавиации.

В общей сложности, как следует из Акта по результатам приемочных испытаний технологического оборудования Московского укрупненного центра ЕС ОрВД (есть у "Известий"), к оборудованию поступило 87 замечаний и 104 рекомендации. Оказалось, что по 22 пунктам новая система вообще не соответствует техническому заданию. В итоге приемочная комиссия пришла к заключению, что оборудование не готово для обслуживания воздушного движения Московского авиаузла, и потребовала от разработчика системы - ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" - предоставить в ближайшее время проект устранения замечаний.

В Росавиации "Известиям" подтвердили, что новый ЦУП не прошел испытаний и дата запуска его в эксплуатацию перенесена на 2015 год.

Между тем в концерне ПВО "Алмаз-Антей" считают, что в провале испытаний виноваты сами авиадиспетчеры, которые задавали недопустимые для работы автоматики параметры, что приводило к отказам и сбоям. В разгар испытаний замгендиректора концерна Александр Ведров обратился к руководству ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" с жалобой на их сотрудников, участвующих в испытаниях системы. Как следует из письма, диспетчеры неоднократно проводили так называемые стресс-тесты.

"Суть "стресс-тестов" заключается в выведении из строя рабочего места или его перезапуск определенным набором пультовых операций, а также высоким темпом обращения к компьютеру, абсолютно нехарактерным для штатной работы диспетчерским составом", - пишет Ведров.

Таким несанкционированным образом, по мнению Ведрова, диспетчеры якобы проверяли "защиту от вандалов" и исказили результаты приемочных испытаний. Источники во ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" рассказывают, что для выявления "вредителей-испытателей" специалисты концерна даже устанавливали на рабочих местах в новом ЦУПе скрытое  видеонаблюдение.

В Профсоюзе авиадиспетчеров подтвердили, что во время испытаний имелся конфликт между разработчиками системы и специалистами ОрВД. Однако все заявления о "стресс-тестах", якобы проводимых диспетчерами, в профсоюзе назвали нелепыми и ничем не обоснованными. По словам представителей авиадиспетчеров, испытатели действовали согласно существующим методикам и ГОСТам.

В концерне ПВО "Алмаз-Антей" на запрос "Известий" не ответили....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка