О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Нежные металлические создания трогать руками нельзя"

Транспортная прокуратура пообещала в кратчайшие сроки завершить проверку с "толканием" пассажирами самолета в аэропорту Игарки

Транспортная прокуратура пообещала в кратчайшие сроки завершить проверку с "толканием" пассажирами самолета в аэропорту Игарки. Эксперты отмечают, что вахтовики действительно могли повредить обшивку самолета, что привело бы к серьезным последствиям. По мнению юристов, за произошедшее наказание грозит всем: экипажу самолета, аэропорту и пассажирам.

В Западно-Сибирской транспортной прокуратуре в четверг заявили о намерении в максимально короткие сроки провести проверку инцидента с самолетом Ту-134 авиакомпании "Катэкавиа" в красноярском аэропорту Игарки.

"В связи с большим общественным резонансом вокруг случая с самолетом авиакомпании "Катэкавиа" с участием в этом пассажиров мы намерены провести проверку в максимально сжатые сроки", - сказала РИА "Новости" старший помощник западно-сибирского транспортного прокурора Оксана Горбунова.

Она подчеркнула, что пока "все данные являются предварительными, и в настоящее время выясняются все детали и обстоятельства произошедшего". Оценивается законность действий всех участников: службы аэропорта, авиакомпании, экипажа и пассажиров.

Эффектное видео

Напомним, инцидент в красноярском аэропорту Игарки произошел 25 ноября, но известно о нем стало только в среду после того, как в Сети появилась соответствующая видеозапись (осторожно, содержит ненормативную лексику).

Сообщалось, что пассажиры Ту-134 якобы помогли экипажу и техническому персоналу сдвинуть с места примерзший при температуре -52 к площадке перед взлетно-посадочной полосой самолет.

По предварительным данным Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, 25 ноября самолет Ту-134 авиакомпании "Катэкавиа" планировал в 12.30 осуществить чартерный рейс Игарка - Красноярск. В этот момент на борту находились 74 пассажира и семь членов экипажа.

В надзорном ведомстве отметили, что "в связи с низкими температурами окружающего воздуха произошло замерзание тормозной системы шасси, в связи с чем тягач не смог сдвинуть самолет на рулежную дорожку для выполнения полета. Находившиеся на борту авиапассажиры вышли из самолета и стали выталкивать его на рулежную дорожку. Этого категорически нельзя делать, так как можно было повредить обшивку судна".

Произошедшим инцидентом заинтересовались не только в транспортной прокуратуре, но и в Госавианадзоре. С начала следующей недели специалисты ведомства приступят к внеплановой комплексной проверке "Катэкавиа" и аэропорта Игарки, передает ТАСС.

Кроме того, в прокуратуре заявили, что разыскивают очевидцев инцидента. "Проверяться будет все: и техническое обслуживание, и то, что на взлетно-посадочной полосе (ВПП) вообще нельзя снимать видео. За эти нарушения предусмотрена разная степень ответственности, тут необходим глубокий анализ. Нам нужны очевидцы, чтобы понять, как в действительности все происходило", - сказали агентству в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре.

В свою очередь "Катэкавиа" опровергла примерзание самолета к ВПП в Красноярском крае. Технический директор авиакомпании Владимир Артеменко говорил, что имела место пробуксовка вследствие обледенения ВПП.

Представитель материнской авиакомпании "ЮТэйр" сообщил, что самолет, который толкали пассажиры, был полностью исправен, а пробуксовка произошла из-за образовавшейся наледи на поверхности летного поля.

Спонтанная помощь

Президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов заявил, что "произошедший инцидент анекдотичен по своей форме".

"Аэропорт Игарка очень значимый. В этом месте никаких видов транспорта нет, кроме авиации. Но гражданская авиация обязательно готовится к полетам в зимних условиях, есть специальные программы подготовки и персонала, пилотов, инженеров-техников, самих самолетов, аэродромов и всей спецтехники. Это очень серьезная и целенаправленная работа - в таких экстремальных условиях - минус 52 градуса - обеспечить полеты", - сказал газете ВЗГЛЯД Смирнов.

Эксперт отметил, что самолет все-таки был сдвинут с места тягачом, как и положено, а не пассажирами.

"Самолет вылетел, прекрасно долетел до места. Но, конечно, сам факт, который был заснят на видео, для непросвещенных людей был шокирующим. Потому что в истории гражданской авиации никогда не было принято привлекать пассажиров к подобным вещам. Это абсолютно неконструктивно с точки зрения безопасности. Такое рукоприкладство может очень серьезно повредить конструкции обшивки самолета и навешенных на крыло деталей, таких как закрылки. Это очень нежные металлические создания, которые трогать руками нельзя", - пояснил летчик.

Олег Смирнов добавил, что члены экипажа самолета, вероятнее всего, не призывали пассажиров к этому, это просто спонтанное действие кого-то из вахтовиков. "Менялись вахты. Ребята, как правило, летят в веселом настроении, в основном это молодые сильные мужики. Это спонтанно произошло", - сказал Смирнов.

Он также заметил, что, действительно, сам самолет примерзнуть не мог. Однако, по его словам, "если неправильно обслуживать в зимний период самолет, его тормозную систему, не сменить сезонные смазки, то в минус 52 градуса тормозную систему может и сковать".

Председатель попечительского совета Международной ассоциации аэропортов Александр Бородин также отметил, что администрация аэропорта не должна была допускать применения силы для того, чтобы сдвинуть самолет с места.

"Когда идет смена погоды, возможно, что шасси могут примерзнуть, однако аэропортовые службы обязаны следить за состоянием перрона - чистить его, обрабатывать специальными реагентами. В арсенале аэропорта всегда есть тепловая пушка, чтобы справиться с подобным случаем. Категорически запрещено применять силу, потому что можно повредить другой элемент шасси, но так и не сдвинуть покрышки с места, - сообщил ТАСС Бородин. - Перед полетом командир воздушного судна обязан провести предполетный осмотр самолета и сообщить перронным службам об обнаруженных проблемах, но ни в коем случае никто ломом отдалбливать лед от самолета не будет. Я воспринимаю это видео, скорее, как шутку".

"Селфи" с последствиями

Директор воздушной гавани Максим Аксенов, комментируя выложенную в интернет видеозапись, отметил, что самолет Ту-134, масса которого с заправкой не менее 70 тонн, не могли сдвинуть с места 70 человек. По его мнению, скорее всего, пассажиры самолета решили сделать некое "селфи".

В четверг Аксенов заявил, что виновные в выходе пассажиров на стоянку Ту-134 будут установлены и наказаны вплоть до увольнения. По его словам, с работников аэропорта уже взяты объяснительные, проверка по факту инцидента продолжается.

Эксперт по воздушному законодательству Федеральной палаты адвокатов России Лина Тальцева рассказала, что контроль за перемещением пассажиров в стерильной зоне и посадкой их в воздушные суда осуществляется работниками службы организации пассажирских перевозок и сотрудниками службы авиационной безопасности аэропорта.

"Одним из вероятных итогов может стать привлечение к административной ответственности аэропорта за нарушение требований авиационной безопасности (ч.1 ст. 11.3.1. КоАП). Кроме того, по данной статье к административной ответственности возможно привлечение и авиакомпании, сотрудник которой (командир воздушного судна) продолжил подготовку к вылету, несмотря на то, что на перроне аэродрома несанкционированно находились пассажиры. Это также является невыполнением (нарушение) норм, правил или процедур авиационной безопасности", - рассказала газете ВЗГЛЯД Тальцева.

По словам юриста, для авиакомпании, аэропорта и их должностных лиц привлечение к ответственности может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 1 до 2,5 тыс. рублей, на юридических лиц - от 2 до 5 тыс. рублей.

"При этом должностным лицам аэропорта и самому аэропорту может также грозить привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 11.3.1 КоАП РФ за непринятие мер по содержанию ограждений контролируемой территории или зоны ограниченного доступа либо наземных сооружений аэропорта, аэродрома или вертодрома, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 4 тыс. рублей, на юридических лиц - от 4 до 10 тыс. рублей", - сказала юрист.

По словам Лины Тальцевой, если бы в результате инцидента был причинен вред жизни или здоровью кого-либо из пассажиров, то ответственность понесла бы авиакомпания. "В ч. 2 ст. 117 Воздушного кодекса России отмечается, что под "воздушной перевозкой пассажира", при осуществлении которой перевозчик несет ответственность, понимается "период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром", - пояснила она.

При этом юрист отметила, что пассажиры тоже могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте (ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ), поскольку их действия могут быть расценены как "невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна" (то есть их попросили пересесть в автобус, а они пошли гулять на перрон). Это влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка