О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании отказываются от самолетов

Сокращение рынка пассажирских авиаперевозок заставляет перевозчиков сокращать парк воздушных судов

Сокращение рынка пассажирских авиаперевозок заставляет перевозчиков сокращать парк воздушных судов. К чему приведет такое решение авиакомпаний, выясняет Gudok.ru
Генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев в рамках Транспортной недели объявил о необходимости уменьшить авиапарк для решения основных проблем гражданской авиации. По словам Виталия Савельева, в большинстве случаев самолеты отправляются в рейс полупустыми. Топ-менеджер настаивает на необходимости выработать вместе с крупнейшими авиакомпаниями РФ консолидированную позицию и, возможно, отказаться от эксплуатации части воздушного флота. Каким образом авиакомпании будут вести переговоры в этом направлении, глава "Аэрофлота" не уточнил. "Как нам договориться - я не знаю. Я не могу быть инициатором договоренности, это не мой уровень" - уточнил Виталий Савельев.

Тем временем, эксперты уверены, что с учетом замедления рынка авиаперевозок и падения перевозок на международных маршрутах, которые сегодня приносят основную прибыль авиакомпаниям, перевозчикам необходимо проработать вопрос совместными усилиями.

Специально для Gudok.ru директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак проанализировал ситуацию и рассказал, смогут ли ведущие российские авиаперевозчики отказаться от эксплуатации техники. "Идея банально простая. Когда в стране наблюдался бурный рост рынка, а это продолжалось до конца прошлого года, то все крупнейшие российские авиакомпании, очень энергично и не скоординировано наращивали провозные емкости - брали много новых самолетов. Логично, что те авиакомпании, у которых этот показатель выше, имели реальный шанс получить большую долю рынка. Это было справедливо до того момента, пока рынок бурно рос. Причем темпы его роста за последние 15 лет были в 2 раза выше среднемирового".

"Тем временем, начиная с осени прошлого года и весь 2014 год, - продолжает Борис Рыбак, - темп роста рынка замедлялся. Замедлялись опережающими темпами и международные перевозки, которые были выгодными для авиакомпаний, а новые самолеты при этом продолжали приобретать. В момент, когда во втором полугодии 2014 года наступил жестокий кризис, объем провозных емкостей стал значительно больше, чем это было необходимо. Важно отметить, что и сейчас многие контракты по поставкам воздушных судов еще действуют. В 2014 году можно ожидать рекордные поставки самолетов для российских авиакомпаний. Поэтому Виталий Савельев прав, что поддерживает идею Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), которые в свою очередь выступали с этой инициативой от лица российских авиакомпаний, каким-то образом скоординировано попытаться уменьшить объемы провозных емкостей. В противном случае, убытки авиакомпаний будут нарастать".

По мнению директор консалтинговой компании "Инфомост" новые самолеты придется вернуть производителям. И если крупнейшим авиаперевозчикам удасться одновременно сократить авиапарк, то это не стоит оценивать как нарушение антимонопольного законодательства. "Это не сговор, а некая скоординированная политика. Если вы посмотрите на другие сектора экономики, то увидите сотни примеров таких "сговоров". Важно понимать, что речь идет не о скоординированной ценовой политике, это вопрос политики приобретения средств производства - здесь нет предмета антимонопольного регулирования. В данном случае мы наблюдаем рациональный взгляд на рынок. Такое сотрудничество среди авиакомпаний никаким образом не может интересовать ФАС, однако конкуренция наблюдается очень жестокая".

Борис Рыбак напомнил, что в октябре 2014 года с инициативой сокращения авиапарка выступил и президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун.

"Одна из ведущих авиакомпаний - UTair уже идет именно по этому пути, а именно: сокращает объем провозных емкостей. Авиакомпания делает это весьма решительно, поскольку у нее сейчас, довольно большая долговая нагрузка. Они понимают, что нагрузку необходимо снижать каким-то образом. Авиакомпания "Трансаэро", в свою очередь, провозную емкость пока не сокращает. Группа S7, была наверное единственной авиакомпанией, которая бурного роста в стратегии приобретения самолетов не придерживалась. Возможно, именно поэтому, избыточной провозной емкости у них фактически нет, при том, что они весьма динамично ее регулируют.

Есть и второй эшелон - это несколько компаний: "Ямал", "Уральские авиалинии", например, а также некоторые "дочки" Аэрофлота - Аврора и Россия. Таким авиакомпаниям, я считаю, стоит немного сократить свои "аппетиты". Тем не менее, сложно сказать на сколько они готовы к такому шагу".

В пресс-службе авиакомпании "Трансаэро" Gudok.ru сообщили, что авиакомпания продолжает реализовывать принятую в 2013 году стратегию развития "Рациональный рост, концентрация и эффективность". Вместе с тем Совет директоров 2 ноября решил внести в нее определенные коррективы в реализацию программы в 2015-м году. Они обусловлены такими внешними факторами, как общая экономическая ситуация, изменение курса рубля, снижение потребительского спроса клиентов. "Признано целесообразным, после завершения периода новогодних праздников, осуществить меры по сокращению провозных емкостей на ряде международных рейсов, прежде всего выполняемых из российских регионов, а также на отдельных внутренних направлениях", - подчеркнули в пресс-службе.

При этом, перевозчик изучает возможности переноса сроков поставок новых воздушных судов.

Аналитик ИК "Регион" Алла Юрова оценивая сценарии преодоления сокращения спроса на рынке пассажирских авиаперевозок считает, что совместный отказ ведущих российских авиакомпаний от части парка может привести к росту доходных ставок, в чем на текущий момент крайне нуждаются большинство авиакомпаний. "В условиях сужающегося спроса предложение "Аэрофлота" может оказаться адекватным ответом на кризис в отрасли", - пояснила Алла Юрова....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка