О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Украина подрезает крылья российским авиакомпаниям

Запрет на полеты в Харьков и Днепропетровск оборачивается серьезными убытками для перевозчиков и подорожанием билетов для пассажиров

Запрет на полеты в Харьков и Днепропетровск оборачивается серьезными убытками для перевозчиков и подорожанием билетов для пассажиров.

Министерство транспорта РФ пока не планирует компенсировать российским авиакомпаниям их вынужденные дополнительные расходы, в том числе связанные с облетом территории Украины. 

Как заявил глава Минтранса Максим Соколов, "на планете время от времени те или иные регионы закрываются по разным причинам: технологическим, техногенным, экологическим, при извержении вулканов". "При этом все риски несет бизнес, осуществляющий перевозки. Пока мы не предполагаем компенсировать авиакомпаниям их дополнительные расходы", - сказал Соколов. 

Между тем ранее Соколов заявлял, что затраты некоторых крупных авиакомпаний РФ из-за облета Украины составляют около $3 млн в месяц. Финансовый директор компании "Аэрофлот" Шамиль Курмашов заявил, что перевозчик потеряет $20 млн в год из-за облета территории Украины. 

"Безосновательный запрет" 

28 ноября стало известно, что Госавиаслужба Украины запретила полеты в Харьков и Днепропетровск российским авиакомпаниям "Аэрофлот", "Трансаэро", UTAir и "ЮТэйр-Украина" до особых указаний. 

Соответствующую телеграмму авиакомпании получили от Госавиаслужбы Украины. При этом полеты данным авиакомпаниям в Харьков запрещены с 29 ноября, в Днепропетровск - с 1 декабря. Кроме российских перевозчиков, попавших под запрет на полеты в Днепропетровск, упомянута также украинская авиакомпания "Днипроавиа". 

Практически сразу после того, как стало известно о введении запретов, Минтранс РФ заявил, что Государственная авиационная служба Украины безосновательно аннулировала ранее выданное разрешение на выполнение регулярных полетов российских и украинских авиаперевозчиков между Харьковом и Днепропетровском и Российской Федерацией. 

По мнению министерства, запрет введен в нарушение соглашения между правительствами России и Украины о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта от 12 января 1994 года. Данное соглашение предусматривает обязательное проведение консультаций авиационных властей до введения запрета на полеты. 

Тогда же Минтранс РФ призвал авиационные власти Украины "отменить неправомерный запрет на выполнение регулярных рейсов и строго следовать взятым на себя международным обязательствам". 

Между тем глава Госавислужбы Украины Денис Антонюк подтвердил журналистам запрет полетов для всех авиакомпаний по указанному маршруту, уточнив, что это связано с вопросами безопасности. 

По мнению директора консалтинговой компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого, украинские власти хотят добиться от российских коллег отмены запрета на транзит через территорию России. 

Данные ограничения были введены в начале августа и касались рейсов в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию. Больше всего от этих изменений пострадал крупнейших украинский перевозчик - авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Так, в своем письме к правительству перевозчик оценил убытки от этих ограничений практически в $8 млн - авиакомпания не в состоянии в подобных условиях конкурировать с россиянами и турками на маршрутах с запада на восток. 

Отметим, что полеты в аэропорты Харькова и Днепропетровска выгодны российским перевозчикам. После закрытия Донецкого аэропорта Днепропетровский хаб сразу же стал основным на востоке страны. 

Аналитики указывают на то, что от введенного запрета на полеты для российских перевозчиков выиграют их конкуренты, в чачтности, МАУ, Turkish Airlines и KLM Royal. Согласно данным систем бронирования авиабилетов, у МАУ тарифы вдвое ниже, чем у конкурентов. Поэтому можно предположить, что именно этот перевозчик заберет львиную долю пассажиров у российских авиакомпаний. 

С 8 декабря сократить число регулярных рейсов в Тбилиси российских авиакомпаний планирует и Грузия. По данным СМИ, количество рейсов "Аэрофлота" и авиакомпании "Сибирь" между Москвой и Тбилиси будут сокращено с 14 до 10 в неделю, авиакомпаниям "Трансаэро" и "Глобус" (дочерняя компания "Сибири") вообще отказано в получении "постоянной лицензии на регулярные полеты". На прошлой неделе Georgian Airways обвинила "Аэрофлот" в искусственном занижении цен на авиабилеты между Москвой и Тбилиси, в результате чего загрузка рейсов грузинской компании сократилась на 60-70%. Генеральный директор Georgian Airways Иясе Зауташвили тогда грозился вообще прекратить полеты на этом направлении. 

Билеты берут высоту 

Введенные ограничения, несомненно, могут отразиться на стоимости авиабилетов. По данным представителя компании Biletix Марии Бубновой, динамика цен на билеты на международные и внутренние рейсы заметно отличается. Так, в ноябре текущего года средний чек по международным рейсам увеличился в годовом выражении на 17,2% (с 15 324 руб. до 17955 руб.). В то же время средний чек по внутренним авиаперевозкам, напротив, подешевел на 8,5% (с 10926 руб. до 10 026 руб.). 

Удешевлению внутренних перевозок, по мнению экспертов, поспособствовала целенаправленная деятельность ФАС, а также появление отечественных лоукостеров - сначала "Добролета", а затем "Победы", усилившее конкуренцию на рынке. Удорожание зарубежных перелетов в первую очередь обусловлено резким ослаблением национальной валюты. 

В ночь на 2 декабря Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила валютный курс для расчетов цены авиабилетов на международные рейсы в рублевом эквиваленте. Тогда курс вырос на 12,5%. Было заявлено, что именно на такую же величину вырастет и стоимость авиабилетов на международные рейсы. 

Дальнейшее подорожание авиабилетов уже проанонсировал генеральный директор Ассоциации гражданской авиации "Аэропорт" Виктор Горбачев. "На следующий год билеты могут возрасти на 15%. Где-то в конце первого квартала. В декабре и январе и так стоимость возрастет, так это праздничные дни. Потом будет стабилизация, снизятся билеты. А вот с конца февраля могут потихоньку расти", - заявил он в интервью "Русской службе новостей". 

Сделать это авиакомпании вынудят рост цен на авиационное топливо, а также падение курса рубля, пояснил Горбачев. "Мы страшно зависим от курсов евро и доллара, потому что у нас 80% парка - это иностранные суда. Они практически все находятся в лизинге, за лизинг надо платить. Зарабатывают наши в рублях, а платить надо в евро и долларах. Что касается топлива, то это 40-50% стоимости авиабилетов", - пояснил глава ассоциации. 

По его словам, подорожание коснется и зарубежных, и внутренних рейсов. При этом он уверен, что повышение цен усугубит положение российских авиакомпаний, которые и без того находятся в невыгодном положении по сравнению с зарубежными коллегами. "В прошлом году отечественные авиакомпании перевезли 85 млн пассажиров, а во всех аэропортах России обслужены 140 млн. Получается, почти половину пассажиров перевезли зарубежные авиакомпании. Зарубежные авиакомпании дешевле, сервис там повыше. Это наша беда, это наши потери", - признал Горбачев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка