О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нефть керосину не указ: авиационное топливо в РФ дешевле не станет

Несмотря на падение цен на нефть, эксперты не предвещают серьезного снижения стоимости авиационного керосина, а значит, авиакомпаниям в условиях кризиса легче не станет

Логично, что из-за падения цен на нефть должно дешеветь и топливо, в том числе и авиационное, но о серьезном падении цен на керосин речи не идет. По данным Росавиации, в московском регионе, в январе цены на топливо не изменились. В аэропорту "Домодедово" тонна керосина стоила 36 тысяч рублей, а в "Шереметьево" - 33 тысячи рублей. Почти не изменилась стоимость топлива и в Санкт-Петербурге: по данным ОАО "Вологодское авиапредприятие", в "Пулково" она составила 31 845 руб. по отношению к 32 395 руб. за тонну в ноябре прошлого года.

Особый керосин

Одной из главных причин, которая может повлиять на стоимость авиационного топлива в России в новом году является не стоимость нефти, а изменение налогового законодательства, которое вступает в силу с 1 января. В нашей стране вводится обратный акциз, суть которого заключается в том, что аэропорт может возвращать себе размер этого акциза или по факту его просто не оплачивать. В связи с этим цены на керосин действительно могут немного упасть. Что же касается падения цен на нефть, то вместе с ними падает и рубль, а значит, и стоимость авиационного топлива в связи с эти не изменяется. Так, несмотря на некоторое снижение стоимости топлива при заправках за рубежом, его цена для отечественных компаний, получающих прибыль в основном в рублях, примерно соответствует российской.

Кроме того, с 2015 по 2017 год в России серьезно меняется система налогообложения, происходит так называемый "налоговый маневр": ставка НДПИ растет, и при этом снижаются экспортные пошлины, то есть, основная налоговая нагрузка ложится на добычу полезных ископаемых. По факту это приводит к росту цены нефти на внутреннем рынке, и, соответственно, стоимости нефтепродуктов внутри страны. Это не может не отразиться на авиационном топливе.

Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Фонда "Институт энергетики и финансов":

"Если оглянуться на предыдущие случаи колебания курса рубля и стоимости нефти, можно заметить, что цены на топливо менялись в России меньше, чем за рубежом, что связано с особенностями российского рынка. В России он более монополизирован, более зависим от административного регулирования чем на западе, и именно поэтому рост цен на нефтепродукты у нас это более привычное явление, чем их снижение. Исходя их этих особенностей можно сказать, что мы безусловно можем ожидать некоторого снижения цен на авиационный керосин, но факторов, которые говорят "за" их повышение все же значительно больше".

Борьба с монополией

Рынок авиационного топлива значительно более монополизирован, чем рынок автомобильного бензина. Если водитель может позволить себе выбрать заправку, проехав несколько километров, то для самолетов ситуация совсем другая. Некоторая конкуренция существует только в крупных московских аэропортах, а в более мелких чаще всего есть только один заправочный пункт, и компания, им владеющая, может по своему усмотрению устанавливать цену на топливо. Происходит это по той причине, что топливным компаниям выгоднее продавать керосин за рубеж, чем развивать российский рынок.

Стоит отметить, что последнее незначительное снижение цен на авиатопливо произошло в 2008 году из-за претензий федеральной антимонопольной службы, которые в свою очередь были связаны с тем, что российское авиационное топливо стоило значительно дороже европейского: 1380 против 1270 долларов за тонну керосина.

Нельзя исключать, что это может повториться и в 2015 году: на совещании от 9 декабря президент России Владимир Путин выразил свое недовольство тем, что стоимость топлива растет на фоне падения цен на нефть и призвал ФАС разобраться в этом вопросе.

Эксперт ИХ "Финам" Алексей Захаров:

"К сожалению, наш опыт показывает, что снижения цен не будет. Когда мировая стоимость растет, наши нефтянники и производители топлива говорят: нам нужно хотя бы примерно соответствовать мировым ценам, когда она падает, они говорят: нам же нужно покрывать убытки, возникшие за счет экспорта, и мы не можем понижать цены внутри страны. Поэтому-то мы и видели за последние годы скачки цен на нефть, но не видели серьезного падения цен на нефтепродукты. Цены могут упасть только в том случае, если на нефтянников надавит правительство. Что же касается заправок за рубежом, то и здесь не наблюдается серьезных колебаний стоимости авиационного керосина по тем же причинам".

Что будет с ценами на билеты

Топливо для авиакомпаний - одна из основных статей расходов (по разным данным она составляет до трети от стоимости авиабилета), однако в условиях нынешнего кризиса его высокая стоимость - не самое страшное для них. Главной проблемой, с которой столкнулись авиаперевозчики - падение пассажиропотока, связанное со снижением платежеспособности населения: люди отказываются от отпусков и полетов за границу. Это приводит к повышению цен на авиабилеты.

Более всего из-за этого страдают перевозки на внутренних рейсах: и без того убыточные и окупаемые за счет государственных субсидий и зарубежных перелетов, в условиях кризиса они могут стать убыточными вдвойне: повышать цены на них нельзя, иначе люди и вовсе могут перестать пользоваться авиатранспортом. Что касается субсидируемых рейсов, то два основных направления с дешевыми билетами - Сочи и Крым, судя по всему сохранятся. Не прекратятся полеты и в труднодоступные местности, куда добраться и вовсе можно только авиатранспортом: они чаще всего являются стратегическими для государства и бросать их на произвол судьбы никто не будет. В то же время, ожидать, что в ближайшее время правительство будет вкладывать средства в развитие убыточных авиаперевозок на других местных направлениях, не стоит.

Олег Пантелеев, глава аналитической службы отраслевого агентства "Авиапорт":

В среднем по отрасли издержки авиакомпаний за год увеличились на треть. В первую очередь это связано с лизингом самолетов и другими услугами, которые оплачиваются в долларах. Исходя из этого авиаперевозчики смогли поднять только тарифы, которые устанавливаются на международных авиалиниях в иностранной валюте. А вот на внутренних авиалиниях подорожание, которое было бы пропорционально росту издержек не произошло. Связано это с тем, что платежеспособность тех, кто летает по России очень низкая, и если поднять стоимость авиабилетов на треть, то пассажиропоток сократится значительно, что приведет к еще большим убыткам для авиакомпаний. Главный вопрос сегодня - какие меры правительство примет для того, чтобы поддержать авиационную отрасль....
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка