О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пегас" уравняли в цене

Туроператору "Пегас туристик" пришлось свернуть топливный бизнес в аэропорту Уфы, который компания начала развивать в 2013 году

Как стало известно "Ъ", туроператору "Пегас туристик" (Pegas Touristik) пришлось свернуть топливный бизнес в аэропорту Уфы, который компания начала развивать в 2013 году. Дочернее предприятие "Пегаса" - ООО "Авиэйшн лоджистик сервисес" не смогло договориться с администрацией международного аэропорта (МАУ) о хранении авиационного керосина. Компания планировала заправлять собственным топливом чартеры перевозчиков, сотрудничающих с "Пегасом", но аэропорт выставил, как посчитали в "Авиэйшн лоджистик", дискриминационные условия. Шанс вернуться в бизнес у заправщика еще есть: на его сторону встало республиканское антимонопольное управление. Однако выводы УФАС аэропорт оспаривает в суде.

Международный аэропорт Уфы (МАУ) оспаривает в арбитражном суде Башкирии решение и предписание регионального управления ФАС России. В ноябре прошлого года он был признан нарушившим ФЗ "О защите конкуренции" в части запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке обеспечения топливом, где занимает больше 35%. В УФАСе посчитали, что МАУ, владеющий топливно-заправочным комплексом, "навязал" дискриминационные условия работы альтернативному поставщику керосина - казанскому предприятию "Авиэйшн лоджистик сервисес". Компания является дочерним предприятием крупного туроператора "Пегас туристик". В 2013 году она развернула в аэропорту Уфы свой топливный бизнес: доставляла по железной дороге керосин для заправки самолетов "Оренбургских авиалиний", "Северного ветра" (Nord Wing) и "Икара", обслуживающих чартерные рейсы "Пегаса". Топливо сливалось на хранение в резервуары аэропорта, так как своих у компании в Уфе нет. При смене руководства МАУ в 2013 году условия контракта с заправщиком были существенно пересмотрены, заявил вчера на процессе в арбитражном суде директор "Авиэйшн лоджистик" Алексей Точилов. За доступ к резервуарам администрация аэропорта, пояснил он, выставила дополнительные требования, в частности, потребовала оформить страховку на каждую партию топлива, передаваемого на хранение, а также перечислить страховой депозит на счет МАУ на случай взыскания штрафов и убытков, к примеру, за отсутствие запасов керосина для заправки бортов "Авиэйшн". Как заявил господин Точилов, выполнение этих условий несло компании дополнительные издержки и требовало изъятия из оборота крупных сумм или кредитования в банках в размере около 40 млн руб. В конечном итоге это отражалось на стоимости топлива для рейсов "Пегаса", заключил он.

Весь 2014 год "Пегас" заправлял свои чартеры у аэропорта Уфы. Конкретизировать детали финансовых отношений аэропорта с компанией господин Точилов не стал. По его мнению, целью создания невыгодных условий было "отодвинуть компанию с этого рынка".

Осенью прошлого года "Авиэйшн лоджистик" направила жалобу в региональное антимонопольное управление, и она была удовлетворена. Как следует из текста решения ведомства, УФАС посчитал условия нового договора с заправщиком "экономически невыгодными, необоснованными и не предусмотренными федеральными законами" и обязал аэропорт устранить эти нарушения.

• ООО "Авиэйшн лоджистик сервисес" образовано в Казани в декабре 2009 года. По данным Kartoteka.ru, компания принадлежит Рамазану Акпынару, владельцу Pegas Touristik. Уставный капитал общества - 3 млн руб. Его выручка в 2013 году составляла 830,9 млн руб., чистая прибыль 38 млн руб., кредиторская задолженность 60,2 млн руб. О присутствии "Авиэйшн лоджистик" в аэропортах других регионов России, помимо Казани, открытых данных нет.

Представитель аэропорта Уфы в суде возражал выводам антимонопольного управления. Он заявил, что законодательство не запрещало МАУ "обезопасить и обеспечить надлежащее исполнение договора". Кроме того, полагают в аэропорту, спор сторон не мог быть предметом антимонопольного разбирательства, так как носил гражданско-правовой характер. Наконец, "ничто не мешало третьему лицу (на судебном процессе МАУ и УФАС "Авиэйшн лоджистик" выступает в этом качестве. -"Ъ") обратиться за получением услуги к сторонней организации", отметил представитель аэропорта. Услуги хранения керосина и заправки воздушных судов в МАУ оказывает также "Аэрофьюэлз групп".

Генеральный директор "Аэрофьюэлз групп" Владимир Спиридонов заявил вчера "Ъ", что для него "Авиэйшн лоджистик" также "непонятный контрагент", и "не факт, что с ним был бы заключен контракт".
Процесс продолжится 4 февраля.

Руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев согласен, что для авиаперевозчиков дешевле покупать топливо самим или у посредника, который может иметь скидки у производителей: "Это реальное сокращение издержек, причем существенное, учитывая, что доля стоимости керосина в цене авиабилета может составлять 38-42%". Но оператору топливо-заправочного комплекса и аэропорту, если они разделены, это безусловно невыгодно, продолжает господин Пантелеев. По его словам, споры между операторами ТЗК и авиакомпаниями "находятся в зоне пристального внимания антимонопольной службы, и если оказывается, что оператор ТЗК имеет физическую возможность хранить топливо авиакомпании, ФАС принимает сторону последней". "Что касается страхового депозита, то если в типовом договоре на хранение топлива имеется этот пункт, то придраться не к чему. Но если требование было прописано персонально к конкретному контрагенту, это чревато для аэропорта,- отметил эксперт.- К тому же ФАС считает, что отвечать за качество топлива должен тот, кто залил его в бочку. Поэтому претензии "Авиэйшн" можно понять: почему она должна отвечать, если в бочку до нее было залито некачественное топливо?"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка