О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Первым делом - самолеты

В августе прошлого года Иркутский авиационный завод отметил свое 80-летие. Такая почтенная дата в его биографии обострила интерес к его истории, достижениям в отечественном самолетостроении и, естественно, к музейным экспонатам

В августе прошлого года Иркутский авиационный завод отметил свое 80-летие. Такая почтенная дата в его биографии обострила интерес к его истории, достижениям в отечественном самолетостроении и, естественно, к музейным экспонатам. Как правило, экскурсии в заводском музее начинаются у центрального стенда, где выставлены главные государственные награды завода - ордена и знамена. Они расположены в экспозиции по ранжиру, принятому в советское время: ордена Ленина, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Они иллюстрируют самые значимые вехи в истории нашего авиазавода и представлены на фронтоне его главного административного здания.

Но давайте начнем экскурсию с самого значимого в биографии любого ветерана завода года - 1941-го. В середине января в наркомате авиационной промышленности вышел приказ о запуске на иркутском авиазаводе в серийное производство пикирующих бомбардировщиков Пе-2, которые были способны наносить высокоточные удары по локальным целям - железнодорожным узлам и мостам, колоннам бронетехники, артиллерийским батареям - и на высокой скорости уходить от истребителей противника. А к началу войны на заводе уже началось изготовление головной серии "пешек". Ветераны вспоминают, как в то далекое время круглые сутки на заводском аэродроме гудели авиационные двигатели - к осени иркутские "пешки" стали поступать во фронтовые авиационные части. Первые машины перегонялись по воздуху специально отозванными с фронта летчиками ВВС.

В это время положение на фронте, продвижение немцев к Москве требовали увеличить выпуск боевых машин. Осенью правительство приняло решение об эвакуации из столицы предприятий наркомата авиационной промышленности. В Иркутск, в цеха завода № 125 имени Сталина был передислоцирован один из старейших в Советском Союзе авиационный завод № 39 имени Менжинского. Как знаки высочайшего признания его достижений в области самолетостроения на его знамени красовались редкие в довоенное время государственные награды - ордена Ленина и Трудового Красного Знамени. Выбор Иркутска для эвакуации московского завода был неслучаен - оба предприятия выпускали однотипные военные самолеты.

В эшелонах с оборудованием в Иркутск прибыл и персонал московского завода - инженеры, техники, рабочие, их жены и дети. Всего около 17 тысяч человек. И в начале декабря 1941 года Государственный комитет обороны принял постановление об объединении иркутского и московского заводов. Новое предприятие получило название "дважды орденоносный ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени завод № 39 Народного комиссариата авиационной промышленности", но уже имени И.В. Сталина.

К августу 1942 года новый завод поставил фронту более 600 бомбардировщиков Пе-2 и истребителей ­Пе-3, освоил серийный выпуск дальних бомбардировщиков Ил-4. За новые трудовые достижения он был признан победителем во всесоюзном социалистическом соревновании и удостоен переходящего Красного Знамени Государственного комитета обороны. Позднее было освоено изготовление тяжелых бомбардировщиков Ер-2, которые летчики на фронте ласково называли иркутскими "Ермошками". Всего за годы войны объединенный завод № 39 поставил в авиационные части Советской армии около двух тысяч самолетов.

После войны, во второй половине 1945 года иркутяне с сожалением провожали московских специалистов, возвращавшихся домой. Иркутские авиастроители унаследовали от них не только передовую для того времени производственно-техническую базу, наработанные авиационные технологии, инженерный интеллект, но и трудовую славу. Остались и символы почета и уважения - ордена прославленного завода, которые вписались в его иркутскую историю.

Их московская история пишется с 1920 года, когда на Ходынском поле ремонтный Воздухозавод № 1 управления Военно-воздушных сил РККА занялся возвращением в строй изношенных моделей самолетов иностранного производства, стоявших на вооружении Красной Армии. Работа эта шла настолько успешно, что уже 16 ноября 1922 года завод был награжден самой первой наградой республики Советов - орденом Трудового Красного Знамени.

А история награждения Воздухозавода № 1, к тому времени ставшего уже авиационным заводом № 39 имени Менжинского, орденом Ленина уходит в 1930-е годы.

Это была трагическая страница, совпавшая с первой волной арестов работников авиапрома под лозунгом борьбы с вредительством в промышленности. Были арестованы известные советские авиаконструкторы Д.П. Григорович, Н.Н. Поликарпов и другие главные и ведущие специалисты авиационных предприятий и организаций. Всего более 30 человек. Для продолжения работы на заводе № 39 для них было организовано печально знаменитое ЦКБ-39 ОГПУ. Первое в истории авиации! Понимая, что от результатов их работы зависит их судьба, конструкторы трудились с раннего утра до позднего вечера. На заводе в короткие сроки были выпущены первые в стране опытные штурмовики ЛШ-1, ТШ-1 и ТШ-2, пушечный истребитель "И-Z", широко известный истребитель И-5, тяжелый бомбардировщик ТБ-5 и ряд других боевых машин.

Летом 1931 года состоялся показ новой авиационной техники В.И. Сталину и правительству страны. И уже 8 июля вышло постановление ЦИК и Совнаркома СССР о награждении завода орденом Ленина. В документе, в частности, говорилось: "Наградить завод № 39, уже имеющий орден Трудового Красного Знамени, орденом Ленина за выполнение и перевыполнение постановления правительства по опытному самолетостроению. Амнистировать конструкторов - бывших вредителей, приговоренных Коллегией ОГПУ к различным мерам социальной защиты, с одновременным их награждением...".

А последнюю свою награду, орден Октябрьской Революции, Иркутский авиационный завод получил в 1976 году, когда в его цехах шел серийный выпуск учебно-боевого варианта истребителя-перехватчика третьего поколения, самолета МИГ-23-УБ. Эти самолеты поставлялись Военно-воздушным силам и войскам противовоздушной обороны нашей страны, а также в Алжир, Анголу, Болгарию, Кубу, Венгрию, Польшу, Чехословакию, КНДР и в другие страны. Всего было построено более тысячи самолетов этого типа.

Вот так государственные награды за трудовые достижения коллектива завода стали яркими вехами в истории двух ведущих авиационных гигантов страны. В эти же годы в их общую летопись свои золотые звезды и ордена Ленина вписали заводчане Герои Советского Союза Н.Т. Романенков, В.Ф. Жуков, М.Н. Цуканова, П.И. Тихонов, И.В. Кузнецов и Герои Социалистического Труда О.И. Лапа, А.И. Темников и М.Д. Пархоменко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Восточно-Сибирская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка