О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт упущенных возможностей: кому мешает "Туношна"

Долгие годы аэропорт "Туношна" как планово-убыточное предприятие существует на казенных дотациях

Долгие годы аэропорт "Туношна" как планово-убыточное предприятие существует на казенных дотациях. При этом важность воздушного порта для региона никогда не подвергалась сомнениям ни на региональном, ни на федеральном уровне. Но сейчас ситуация складывается так, что у Ярославской области может не быть не только хорошего регионального аэропорта, но и вообще никакого.

А почему так произошло - попробуем разобраться.

Точка опоры

В 2010 году собственник аэропорта - Ярославская область - наконец, решил заняться развитием воздушных ворот области, которые в тот момент представляли собой, скорее, задний двор. "Туношна" должна была превратиться в крупный транспортный узел, осуществлять пассажирские и грузовые перевозки и приносить прибыль.

Концепцию развития аэропорта "Туношна" до 2030 года разработала по заказу области австрийская консалтинговая компания "Airport Consulting Vienna GmbH". Проект был глобальный, предусматривающий преобразование "Туношны" в международный порт, открывающий региону широкие перспективы в инвестиционной, торговой и туристической сферах.

Реализовывать идеи в жизнь на должность гендиректора аэропорта приглашается Олег Кочанов, уже имеющий успешный опыт по развитию аэропорта в Норильске. Помимо этого совет директоров ставит перед ним задачу подготовить документацию для включения "Туношны" в федеральную программу финансирования реконструкции наземной инфраструктуры аэродрома.
Здесь в приоритете реконструкция искусственных покрытий, в первую очередь - взлетно-посадочной полосы. Область в одиночку такие расходы не потянет, необходима поддержка из федерального бюджета. Кочанов ухитряется эту поддержку получить уже в 2011 году в виде поручения министру транспорта за подписью Президента Дмитрия Медведева.

Начинается активная работа по подготовке проектной документации и других документов, затребованных Министерством транспорта. После долгих перипетий пакет документов проходит госэкспертизу, Президент "дает добро", и поручение главы государства о финансировании проекта с соответствующей визой уходит в Минтранс.

- Но сама по себе взлетно-посадочная полоса - это вложение денег, которое никогда не окупится. Поэтому на федеральном уровне нам было поставлено условие - параллельно развивать наземную инфраструктуру до уровня современного международного аэропорта. Это логично: все аэропорты с пассажиропотоком меньше полумиллиона человек убыточны. Но если нарастить объемы оказываемых услуг и совместить денежные потоки от пассажирских и грузовых перевозок - мы будем в стабильном плюсе. Однако для этого нужно создать условия, потому что при существующих реалиях мы непривлекательны для операторов, - рассказал Олег Кочанов.

Кочанов инициирует разработку проекта развития аэропорта. Совет директоров дает ему поручение подготовить подробный бизнес-план, поскольку разработанная австрийцами концепция конкректных финансовых проектов не предусматривала. На сегодняшний день инвестпроект строительства и эксплуатации аэропорта полностью готов и прошел все необходимые согласования. Он предполагает масштабное развитие наземной инфраструктуры "Туношны" до уровня современного международного грузопассажирского аэропорта, способного принимать и обслуживать воздушные суда категории "Е" и классом ниже, до 600 тысяч пассажиров и до 120 тысяч тонн авиагруза в год, создание условий для бизнес-авиации. Общая стоимость проекта - более 6 млрд. рублей, причем большая часть средств должна поступить из федерального бюджета и от частных инвесторов. На долю Ярославской области приходится немногим более 2,63 млрд.

Средства частных инвесторов предполагается направить на создание грузовой инфраструктуры, заправочного комплекса, цеха бортового питания с гостиницей. Причем переговоры с инвесторами ведутся довольно успешно, заинтересованность в проекте высказывают, в том числе, Внешэкономбанк, Банк Москвы. С одним из инвесторов в 2013 году в Сочи губернатор подписывает меморандум о намерениях. Перспективы рисуются масштабные и заманчивые.

Рояль в кустах

Начало строительства было запланировано уже на 2015 год. Перерезать ленточку руководство аэропорта намеревалось в 2017-м. Но вдруг преобразователи получают неожиданную "подножку", которая становится серьезной угрозой всем планам развития аэропорта: Минтранс сообщает, что на 2015 год средства на финансирование реконструкции взлетно-посадочной полосы в федеральном бюджете не заложены. Область тоже подвела - обещанный письмом губернатора миллиард рублей, который предполагалось выделять частями в течение трех лет, в региональном бюджете не предусмотрен. А реконструкция полосы - отправная точка всего проекта. Соответственно, в этом году строительство начаться не может.

Что же, собственно, произошло? Почему Минтранс не исполнил прямые указания первых лиц государства? Почему руководство области, имея на руках такие козыри, не смогло добиться обещанного финансирования?

- Исполнительная власть в лице губернатора Ярославской области, его заместителей должна была поддержать проект в Москве. Но никто туда не ездил, никто не встречался ни с министром транспорта, ни с министром экономического развития. Наоборот, по моим сведениям, губернатор дал команду не высовываться и прекратить переговоры с инвесторами. Какие-то изменения произошли в отношении к аэропорту в феврале-марте прошлого года. Началось с того, что с поста председателя совета директоров был снят директор департамента экономического развития области Андрей Золотовский. На его место пришел директор департамента земельных и имущественных отношений Владимир Кусков. В 2014 году из бюджета не было выделено необходимых средств на содержание аэропорта, мы еле-еле сводили концы с концами. На 2015 год - то же самое. Никто аэропортом не занимается ни на областном, ни на федеральном уровне. А если и в 2016 году финансирования не поступит, проект так и не будет реализован, ведь разработанная документация имеет определенный срок действия, - считает Олег Кочанов.

Депутат Ярославской областной Думы Александр Кучменко прокомментировал сложившееся положение довольно осторожно, отметив при этом, что ситуация с финансированием проекта сложилась патовая. Однако надежда на выделение средств все-таки есть.

- Министерство транспорта готово в этом же году предусмотреть выделение первого транша, поскольку есть соответствующее поручение Президента. Депутаты были готовы поддержать решение о выделении средств на софинансирование из областного бюджета, но таких предложений со стороны исполнительной власти не поступило, - отметил Александр Кучменко.

А вот его коллега по депутатскому корпусу Андрей Крутиков прямо заявляет: чтобы дождаться федеральных денег, надо заложить средства на уровне области.

- Нужно сначала делать все, что мы можем, здесь, а потом просить или требовать финансирование с федерального уровня. У нас на "Туношну" выделены совершенно мизерные средства. Нужно добавлять, и как можно быстрей, как бы нам плохо ни было. Это один из инвестиционных инфраструктурных проектов, который нужно реализовывать, но который тянется у нас годами, - обозначил свою позицию Крутиков.

Аэропорт или курорт?

Но пока вокруг проекта развития аэропорта разворачивались бюджетные баталии, его гендиректор был вынужден уволиться - в конце декабря в отношении Олега Кочанова были возбуждены сразу два уголовных дела по ч. 1 ст.201 УК РФ. Главным образом, Кочанову вменяется в вину заключение заведомо невыгодных для предприятия сделок, которые привели к увеличению убытков аэропорта на сумму порядка 6,5 млн. рублей.

В основном, речь идет о затратах на разработку документации по реализации проекта развития аэропорта. То есть Кочанова обвиняют в том, что он тратил средства на подготовку проектной документации реконструкции взлетно-посадочной полосы, на разработку бизнес-плана, который стал основой инвестпроекта, столь значимого для области. В общем, виноват Кочанов, похоже, в том, что работал. При этом сам аэропорт от "убытков" не страдал: средства на счетах предприятия были, заработная плата работникам выплачивалась вовремя и в полном объеме, просроченной задолженности перед сторонними организациями не имелось.

Почему все это происходит в тот ключевой момент, когда аэропорт начинает вставать на ноги, а работа над инвестпроектом выходит на самый пик? Может, гендиректора намеренно убрали с дороги за слишком активную и успешную деятельность по развитию "Туношны"? Если аэропорт без должного финансирования тихо сойдет на нет или обанкротится, что останется региону? Только земля. И здесь вырисовываются совсем другие перспективы, интересные лишь узкому кругу лиц.

Дело в том, что, согласно проекту, территория аэропорта должна прирасти до 320 га за счет прилегающих земель. Земли с одной стороны аэропорта принадлежали министерству обороны, и оно уже передало их в собственность Туношенского сельского поселения. То, в свою очередь, должно передать их области, но область почему-то не спешит принимать их. При этом ходят слухи, что на них ищется покупатель. Земли по другую сторону принадлежали частникам, в том числе среди собственников значился некий господин Решетов - по слухам, хороший друг губернатора Ястребова. Эти участки область уже выкупила, причем, согласно законодательству, по коммерческой цене.

- Территория роскошная, полностью обеспеченная инженерной, энергетической и транспортной инфраструктурой. Рядом - Волга и Туношонка. Очень удобное место для дальнейшего развития этого куска земли под иные цели, например, расположения коттеджного поселка, особенно если превратить взлетно-посадочную полосу в шоссе. Кроме того, до нас доходили слухи, что здесь хотят сделать базу отдыха со стоянкой для яхт на реке, - рассказывает начальник отдела капитального строительства и эксплуатации наземных сооружений аэропорта Михаил Козин.

Впрочем, неплохую прибыль прилегающие земли могут принести и в случае успешной реализации инвестпроекта: область будет вынуждена выкупать территории по цене, заявленной собственниками. "Золотая" земля получится. Так что идея вовремя приобрести в стратегическом месте гектар-другой отнюдь не кажется безрассудной. Особенно, если поддержка покупателю будет оказана на самом высоком уровне.

Между тем, рассуждая о развитии аэропорта, губернатор области Сергей Ястребов на пресс-конференции по итогам 2014 года заявил,что поддержку Минтранса по его финансированию получить не удается из-за несоответствия количества взлетов и посадок требованиям министерства. При этом губернатор отметил, что аэропорт продолжит наращивать объемы грузовых перевозок, а пассажирские рейсы в нем не востребованы.

- Все, что касается пассажирской части, я вам честно скажу, что пока единственный востребованный рейс - это рейс на Санкт-Петербург. В Москву летать бесполезно, самое лучшее транспортное средство по этому маршруту - это поезд. Проекты по Казани и Симферополю мы мониторили, но пока почему-то потребности в этих направлениях нет, - рассказал Сергей Ястребов.

Удивительно, что аэропорты в соседних регионах, например, Ивановский и Череповецкий, весьма успешно наладили пассажирские перевозки. У первого, как ни странно, востребованы направления на Казань и Москву, в летний период - на Анапу и Симферополь, у второго вообще широкий перечень рейсов по России. Ярославский аэропорт также разработал план авиарейсов, в числе которых значились и зарубежные направления, в частности, Анталия и Хургада. И обновленный аэропорт с новым зданием аэровокзала и полосой, на которую могут садиться крупные самолеты, имел все возможности привлечь перевозчиков. Однако сейчас все эти планы подвешены на волоске. Наверное, интересней превратить аэропорт в очередной курортный проект - какое-нибудь "Туношонское заречье", благо опыт по бюджетному субсидированию частных курортов в регионе имеется. А в кулуарах областного правительства при разговорах о землях вокруг аэропорта нет-нет да и припомнят некоего господина Бачина.

Впрочем, спасением для аэропорта может стать размещение на нем полка ВДВ и получение мобилизационного задания министерства обороны. Этот вопрос в конце ноября прошлого года и в начале этого года обсуждался представителями Министерства обороны с главой региона. Возможно, в перспективе трех-четырех лет эти планы будут воплощены в жизнь. Но тогда "Туношна" станет военным аэродромом с соответствующей инфраструктурой. А все чаяния ярославцев о полетах из Ярославля в другие регионы страны и зарубежье так и останутся мечтами....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЯРНОВОСТИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка