О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Прозападную партию сменила пророссийская"

Проигрыш истребителя Су-30МКИ французскому Rafale в тендере индийских ВВС оказался поражением в битве, а не в войне. По данным ряда СМИ, в итоге Нью-Дели все-таки готов сказать французам свое "нет", и у Рособоронэкспорта есть шанс взять реванш

Проигрыш истребителя Су-30МКИ французскому Rafale в тендере индийских ВВС оказался поражением в битве, а не в войне. По данным ряда СМИ, в итоге Нью-Дели все-таки готов сказать французам свое "нет", и у Рособоронэкспорта есть шанс взять реванш. Соответствующие возможности появились в результате политических изменений в Индии и проблем с реализацией французского контракта.

Рособоронэкспорт готов заключить с Индией контракт на поставку дополнительной партии истребителей Су-30МКИ вместо французских Rafale, сообщил замглавы компании Сергей Гореславский, возглавляющий делегацию Рособоронэкспорта на открывающейся в городе Бангалор выставке Aero India 2015. О том, что Индия все-таки откажется от закупок французских истребителей, накануне сообщила индийская газета Business Standard. Основным камнем преткновения стала цена сделки - вместо планировавшихся 10 млрд долларов за 126 истребителей Франция попросила у Индии более 28 млрд.

Aero India 2015 - одна из ключевых выставок Юго-Восточной Азии. Индия - крупнейший покупатель вооружений и военной техники. Рядом располагаются Малайзия и Индонезия, в последнее время активно модернизирующие свои вооруженные силы. Два крупных игрока на этом рынке - Москва и Вашингтон. В этом году в Бангалоре американская экспозиция самая представительная и, можно сказать, самая вызывающая: все модели американской техники, представленные на стендах, будь то истребитель 5-го поколения F-22 Raptor или транспортный самолет C-130 Super Hercules, выкрашены в цвета индийских ВВС.

Накал страстей понятен. В ходе недавнего визита в Дели президент США Барак Обама и премьер-министр Индии Нарендра Моди продлили рамочное соглашение о военно-техническом сотрудничестве между странами на 10 лет.

Документ предусматривал двустороннюю торговлю, совместные учения, программу обмена визитами на уровне военных, совместные действия в сфере безопасности на море и меры по борьбе с пиратством. Для России это не лучшая новость. Москва последовательно несколько лет и так проигрывает индийские тендеры на поставку вооружений и военной техники, хотя считает Нью-Дели стратегическим партнером в сфере ВТС. К примеру, мы проиграли крупный тендер на поставку военно-транспортных самолетов: вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти 1 млрд долларов - цифра астрономическая, особенно если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле.

Дальше - больше: наш самый современный истребитель МиГ-35 уступил французскому Rafale, боевой вертолет Ми-28Н проиграл американскому AH-64 Apache, а тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2 - CH-47 Chinook. И это при том, что российская машина более современная - полностью цифровая, в полтора раза дальше летает и имеет в два раза больший объем грузовой кабины, чем американский аналог.

История с французским Rafale - один из шансов восстановить статус-кво. К российской радости, стороны не смогли договориться ни о конечной цене машин, ни о передаче технологий их производства, на чем настаивал Нью-Дели. Министр обороны Индии и раньше заявлял, что сделка по Rafale слишком дорого обходится его стране. Компания Dassault Aviation увеличила стоимость одного самолета вдвое - с 65 млн до 120 млн долларов. Это означает, что вся партия из 126 машин обойдется не в 10, а в 28-30 млрд. В дополнение придется существенно потратиться на оснащение машин ракетным и бомбовым вооружением. В тоже время, как отмечают в минобороны Индии, производство одного российского истребителя Су-30МКИ компанией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) не превышает 56 млн долларов.

На Aero India 2015 российская корпорация "Иркут" - производитель Су-30МКИ -намерена провести с индийской стороной переговоры о дальнейшей модернизации истребителя. Одним из вариантов станет интеграция в боевой комплекс российско-индийской сверхзвуковой противокорабельной ракеты "БраМос". Во время визита в Индию министра обороны Сергея Шойгу ей было уделено особое внимание. Российско-индийское предприятие не только смогло предложить проект подвески большой ракеты "БраМос" под истребитель Су-30МКИ, но и показало "мини-версию" ракеты. По расчетам BrahMos Aerospace, один Су-30МКИ сможет нести до трех "Мини-БраМос", корабельный МиГ-29К/КУБ - две, индийский аналог истребителя пятого поколения Т-50 FGFA поднимет две ракеты. Новая "БраМос" будет интегрирована в состав вооружения патрульно-противолодочного самолета Ил-38SD (Sea Dragon - "Морской змей") индийских ВВС. А также будет поставлена на вооружение подводных лодок, имеющих 533-мм торпедные аппараты - несколько подобных субмарин российского производства уже есть в распоряжении индийских ВМС.

На вооружении ВВС Индии сегодня находится 350 истребителей Су-30МКИ. По планам BrahMos Aerospace, ракетами "БраМос" планируется оснастить от двух до трех эскадрилий. Первоначально будут оснащены около 40 самолетов, включая два испытательных образца Су-30МКИ. Есть еще 18 МиГ-29К/КУБ, базирующиеся на авианосце "Викрамадитья" (бывшем авианесущем крейсере "Адмирал Горшков") - их тоже предстоит оснастить противокорабельными ракетами. Однако поднять "большой" "БраМос" МиГ-29 не в состоянии. Именно поэтому уменьшенная версия ракеты может стать настоящим прорывом в перевооружении индийских ВВС.

Собственно, этот момент можно считать ключевым в судьбе Rafale. Источник в российском авиапроме напомнил газете ВЗГЛЯД, что в минобороны Индии в последнее время сменилось руководство. "Прозападную партию сменила пророссийская, начали возникать вопросы. Главный из них - во что обойдется жизненный цикл Rafale? - утверждает источник. - Премьер-министр Индии Нарендра Моди - индийский националист, пропагандирующий принцип Made in India. Этот тезис во многом определяет индийские шаги в области ВТС. Например, французы отказались передать ряд ключевых технологий производства Rafale: радаров с активными фазированными решетками, бортовой электроники и программного обеспечения к ней. Не дали согласие и на контроль качества произведенных в Индии по лицензии истребителей, на чем настаивала индийская сторона".

Впрочем, французов можно понять. Они готовы отвечать за то, что сделано у них, а не за то, что производится в Индии. Для России этот тренд менее актуален. Индийская корпорация Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL), производящая по лицензии Су-30МКИ, практически полностью наладила выпуск комплектующих к этим истребителям. Покупая новую машину, как указывает источник, Индия намеревалась продвинуть свою авиапромышленность на несколько лет вперед, совершив полноценный технологический скачок. С французами это не вышло. Именно поэтому сегодня становится актуальным развитие отношение с Россией, готовой в том числе делиться технологиями создания и производства истребителей 5-го поколения Т-50 - FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).

ВВС Индии планируют получить первый истребитель в 2016 году для проведения испытаний, а в 2018 и 2019 году запланированы поставки еще двух машин. ВВС России надеются получить первый Т-50 в 2015 году. В случае с Rafale выяснилось, что Dassault Aviation способна производить в год не более 11 истребителей. Это стало известно в ходе подписания первого в истории контракта на поставку в Египет французского истребителя: 24 заказанные Каиром машины поступят из наличия ВВС Франции. Благодаря этому, как отмечают в Елисейском дворце, Dassault Aviation сможет сохранить "производственный цикл", получив соответствующий контракт от собственных ВВС на восполнение авиапарка.

То есть, если бы Дели подписал контракт с Парижем по Rafale, ждать окончания поставок ему пришлось бы десятки лет. У корпорации "Иркут" и HAL подобных проблем с производством Су-30МКИ нет. По словам президента ОАО "Корпорация "Иркут" Олега Демченко, только в рамках гособоронзаказа 2014 года Минобороны России было передано свыше 40 многоцелевых истребителей Су-30СМ (российская версия Су-30МКИ) и учебно-боевых самолетов Як-130....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка