О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия готовит истребитель по-индийски

Россия и Индия вышли на финишную прямую в создании совместного истребителя пятого поколения

Россия и Индия вышли на финишную прямую в создании совместного истребителя пятого поколения. Как выяснила "Газета.Ru", речь идет не о модернизации существующего российского Т-50, который завершает государственные испытания, а фактически о новом самолете - его предстоит спроектировать с нуля. Эксперты считают, что процесс займет не менее пяти лет.

КБ "Сухого" придется заново спроектировать истребитель пятого поколения Т-50 для Индии, если переговоры о создании этой машины увенчаются успехом. Об этом "Газете.Ru" сообщил представитель российского оборонно-промышленного комплекса, находящийся сейчас на переговорах в индийском Бангалоре.

Самолет Fifth Generation Fighter Aircraft должен стать экспортной модификацией российского Т-50, который планируется создать вместе с Индией в интересах индийских ВВС. Сейчас по программе создания Т-50 построено пять самолетов для ВВС России, они проходят испытания.

"Тот самолет, который летает в России, был разработан под требования российских ВВС, а требования индийских ВВС существенно отличаются от российских. Поэтому самолет придется проектировать практически с нуля. Конечно, за основу будет взят Т-50 и будут использованы те наработки, которые были получены во время его создания, но индийский истребитель будет другим самолетом", - отметил собеседник "Газеты.Ru".

Он пояснил, что технический облик самолета еще не определен, однако уже понятно, что большая часть электронной начинки, а также ряд систем самолета будут другими. Также индийцы обсуждают возможность оснащения этого самолета сверхзвуковой ракетой "Брамос", созданной на основе противокорабельной советской ракеты "Яхонт". Сам самолет после проектирования планируют собирать в Индии.

Представитель ОПК затруднился назвать, когда работа по проектированию нового самолета будет завершена, однако отметил, что на это уйдет несколько лет.

"До конца года мы рассчитываем этот процесс начать, а сроки завершения будут зависеть от многих факторов, в том числе от глубины расчетов, связанных с внедрением тех или иных систем, устройств и характеристик. В целом смысл этой работы заключается в том, чтобы превратить красивые 3D-картинки в чертежи и программы для станков, в том числе тех, которые будут работать в Индии. Какая часть деталей будет производиться в Индии, сейчас обсуждается", - отметил представитель ОПК.

При этом в КБ "Сухой" "Газете.Ru" сообщили, что готовы выполнить полный цикл проектирования нового самолета с учетом требований индийских ВВС, однако от детальных комментариев в КБ отказались, сославшись на закрытость информации и отсутствие принятых решений.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко пояснил "Газете.Ru", что опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию индийского истребителя пятого поколения разумнее всего организовать по образцу Су-30МКИ. Этот самолет был спроектирован специально для Индии в 1997-2001 годах.

"Там была примерно такая же ситуация - более или менее готовая платформа и по большей части абсолютно новое оборудование. ОКР Су-30МКИ стоил $300 млн и занял пять-семь лет. С тех пор доллар обесценился как минимум в пять-семь раз, соответственно, примерно так же должна возрасти и стоимость ОКР", - говорит Макиенко.

По его словам, Индия при закупках вооружений, как правило, выдвигает требование создания индивидуального технического лица, то есть глубокой кастомизации продукции. Это связано с тем, что у разных вооруженных сил разные требования к возможностям техники.

"Например, ВВС России традиционно равнодушны и даже не любят дозаправку, поэтому большинство истребителей системами дозаправки в воздухе не оснащаются. ВВС Индии, напротив, ставят эту систему на все летательные аппараты, включая вертолеты. А внедрение системы дозаправки уже требует перепроектирования всей машины", - отметил Макиенко.

Кроме того, по словам эксперта, индийские военные могут потребовать интегрировать на этот самолет БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) французского, израильского и национального индийского производства, что также будет нуждаться в дополнительных ОКР (опытно-конструкторские работы).

Глава отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев пояснил "Газете.Ru", что в самом радикальном случае конструкторам придется заново проектировать планер самолета. "Среди тех данных, которые обсуждались, речь шла о двухместном самолете. Это серьезные изменения, которые могут затронуть в том числе и планер. Но нужно понимать, что по большому счету самолет пятого поколения - это в первую очередь его системы и только во вторую очередь - планер. А интеграция систем - это очень трудоемкая работа", - отметил Пантелеев.

По его словам, облик самолета и его окончательный технический проект зависят в первую очередь от потребностей индийской стороны, от того, какие они захотят поставить на него ракеты и системы управления, обнаружения и связи. "Индия должна определиться, для чего им этот самолет, как они хотят его использовать. От этого уже зависит, какие придется вносить изменения в проект Т-50. Чем сложнее будут требования заказчика, тем больше времени это займет", пояснил Пантелеев.

Замдиректора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Анатолий Пунчук заявил во вторник, что контракт на опытно-конструкторские работы по созданию российско-индийского самолета пятого поколения планируется заключить до конца года.

"В развитии программы предусмотрены проектирование и разработка двухместного варианта самолета и интеграция передового двигателя с увеличенной тягой. Предполагается сотрудничество в области совместного маркетинга комплекса в третьи страны", - приводит слова Пунчука ТАСС.

Истребитель пятого поколения Т-50 был разработан КБ "Сухой" в 2010 году. От машин предыдущего поколения его отличают сверхманевренность, крейсерская сверхзвуковая скорость и малозаметность. Кроме России истребители пятого поколения производят США и Китай....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка