О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В "Аэрофлоте" взлетели зарплаты и села прибыль

Если правительство успеет оказать меры господдержки авиакомпаниям, то годовой убыток "Аэрофлота" в 17,1 млрд рублей покажется временным недоразумением

Если правительство успеет оказать меры господдержки авиакомпаниям, то годовой убыток "Аэрофлота" в 17,1 млрд рублей покажется временным недоразумением. Но если нет - пострадают более слабые авиакомпании, и "Аэрофлот" все равно выиграет за счет расширения доли рынка

Согласно отчету принадлежащего государству и госкомпаниям "Аэрофлота", выручка в прошлом году увеличилась почти на 10% - до 319,8 миллиарда рублей. По словам заместителя гендиректора по финансам и управлению сетью и доходами Шамиля Курмашова, скорректированная на влияние указанных факторов чистая прибыль группы по МСФО составила 10,8 млрд рублей, операционная - 11,3 млрд рублей. Чистый убыток крупнейшего перевозчика России группы "Аэрофлот" по МСФО в 2014 году составил 17,1 млрд рублей против чистой прибыли 7,33 млрд рублей годом ранее. Основная причина роста убытка - подорожавшие валютные расходы компании.

"Группа показала положительную операционную прибыль, несмотря на действие внешнеэкономических факторов, что связано с нашим фокусом на эффективности и контроле над расходами. Неденежная переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие единоразовые "бумажные" корректировки, в том числе связанные с курсовыми разницами, привели к чистому убытку группы по МСФО в размере 17,1 млрд рублей", - сообщил Курмашов.

Операционные расходы группы в 2014 году выросли на 13,8% - до 308,5 млрд рублей. В частности, расходы на авиатопливо увеличились на 10,2% - до 87,199 млрд рублей. "Данный рост связан с динамикой цен на нефть и авиакеросин, ослаблением курса рубля, а также увеличением объемов перевозок группы, расширением парка воздушных судов и добавлением новых маршрутов", - поясняют в компании.

Расходы на обслуживание воздушных судов и пассажиров выросли на 15,6% - до 61,1 миллиарда рублей. Это тоже в основном связано с изменением курса рубля к мировым валютам (рост на 7,7%), расширением масштабов деятельности и объемов перевозок (рост на 3%) и изменением тарифов на услуги (рост на 4,9%). Зато в "Аэрофлоте" выросли и зарплаты на 15%, что увеличило чистый убыток, но поддержит сотрудников.

"Сейчас все несут настолько большие расходы из-за девальвации, что их не оправдывают даже увеличение выручки за счет международных рейсов, - пояснил "Эксперт Online" главный редактор "Авиапорт. Ру" Олег Пантелеев. - Поэтому сейчас в целом авиаперевозки на грани рентабельности. Усложняет ситуацию и отсутствие кредитов, которые подорожали для авиакомпаний до 30%. Все авиакомпании, как и "Аэрофлот", стараются обходиться привлечением наличных за счет распродаж и акций. Но этим опасно злоупотреблять, поскольку может случиться дефолт".

Общий долг группы по состоянию на конец 2014 года вырос на 1,3% по сравнению с началом года и составил 174,3 миллиарда рублей. Согласно сообщению компании, это связано преимущественно с увеличением обязательств по контрактам финансовой аренды, номинированным в иностранной валюте, вследствие изменения курса рубля по отношению к доллару и евро.

Но в компании не видят проблем с кредитами. "По состоянию на 31 декабря 2014 года объем невыбранных лимитов по кредитным линиям, доступным группе "Аэрофлот" в крупнейших российских и международных банках, составлял 21,6 миллиарда рублей", - говорится в сообщении авиакомпании.

В целом выручка от чартерных перевозок снизилась на 12,5% - до 15,023 млрд рублей из-за падения экономической активности в стране и, соответственно, спроса. А выручка от грузовых перевозок сократилась главным образом в связи с решением приостановить деятельность своего парка грузовых самолетов в 2013 году как непрофильного и осуществлять грузоперевозки в багажных отделениях пассажирских самолетов.

Рынок позитивно воспринял отчетность "Аэрофлота", несмотря на возросший убыток.

"Акции "Аэрофлота" сейчас прибавляют 1,15%. В 2014-м году компания зафиксировала чистый убыток в 17,1 млрд долларов против прибыли в 7,3 млрд годом ранее, - пояснил "Эксперт Online" аналитик InstaForex Антон Фомин. -  Однако есть и позитивные новости: выручка выросла почти до 320 млрд. рублей, что на 9,9% выше показателя прошлого года".

В целом эксперты смотрят с оптимизмом на будущее самой крупной авиакомпании страны.

"Аэрофлот", на наш взгляд, в этом году может существенно увеличить долю рынка пассажирских перевозок, заместив своими провозными мощностями мощности "Трансаэро", "ЮТэйр" и других авиакомпаний, столкнувшихся с финансовыми трудностями и вынужденными из-за этого сократить авиапарк", - говорит аналитик компании "Метрополь" Андрей Рожков.

Олег Пантелеев не хотел бы дождаться времени, когда убыточному "Аэрофлоту" достанутся рынки других авиакомпаний.

"Это может произойти, если запоздают меры господдержки, - говорит эксперт. - Через два года ожидается восстановление спроса, и тогда тот же "Аэрофлот" перекроет этот убыток, если сейчас его поддержит государство. Тогда убыток на фоне прежних прибыльных лет покажется временным недоразумением. Если государство не успеет, то этот и будущий убыток "Аэрофлот" покроет уже за счет ухода с рынка более слабых игроков, которые точно не выживут без господдержки".

Ранее правительство включило четыре ключевые авиакомпании в список системообразующих предприятий, которые смогут претендовать на госгарантии по кредитам. Помимо этого авиакомпаниям уже обещаны новые субсидии межрегиональных рейсов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка