Газета.Ru
2 марта 2015, 20:58
"Аэрофлот" налетел на убытки
Несмотря на роялти от зарубежных перевозчиков, чистый убыток "Аэрофлота" за прошлый год составил 17 млрд рублей. Однако убыток бумажный, серьезных долгов у перевозчика нет, и банкротство ему не грозит
Крупнейший авиаперевозчик страны по итогам прошлого года продемонстрировал бумажные потери. Чистый убыток авиакомпании по итогам 2014 года составил 17,1 млрд рублей. Для сравнения в 2013 году авиакомпания заработала 7,33 млрд рублей. К такому результату привела "неденежная переоценка обязательств по финансовому лизингу и прочие единоразовые "бумажные" корректировки, в том числе связанные с курсовыми разницами", объясняет заместитель гендиректора по финансам и управлению сетью и доходами авиакомпании Шамиль Курмашов.
В авиакомпании призывают не драматизировать ситуацию.
"Это бумажный убыток, на денежные потоки он не влияет", - говорит пресс-секретарь "Аэрофлота" Максим Фетисов. Несмотря на чистый убыток авиакомпании удалось увеличить выручку на 10% до 319 млн руб.
Более того, "Аэрофлот" продолжил развиваться, показав опережающую по сравнению с авиатранспортной отраслью помесячную динамику операционных показателей. Число перевезенных пассажиров увеличилось на 10,7% до 34,7 млн человек.
Нивелировать негативный эффект от отрицательных показателей помогла нехитрая внутренняя арифметика. Около 50% выручки "Аэрофлота" является валютной. Парадокс, но с учетом корректировки чистая прибыль (чистая прибыль, скорректированная на убытки от курсовых разниц, а также на начисление резервов по дебиторской задолженности, возврату воздушных судов и прочие единоразовые эффекты.) составила 10 млрд руб.
"Фактические убытки АФЛ по МСФО этот тот случай, когда макроэкономика оказалась сильнее менеджмента "Аэрофлот", - констатирует глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Выросший в четвертом квартале в два раза курс доллара, пересчет по лизинговым платежам за самолеты, все это не могло не сказаться на финансовых показателях авиакомпании". К примеру, в отчете по МСФО учтены будущие обязательства по финансовому лизингу ВС из расчета - 56 руб. за доллар на 12 лет вперед. При этом стоимость существующих ВС и других активов компании, рыночная цена которых номинирована в долларах, не корректируется и отражается по курсу, по которому данные основные средства были поставлены на баланс - то есть по курсу 30-35 рублей за доллар.
Но не менее серьезный вклад в убыточность "Аэрофлота" внесли его "дочки".
Наиболее проблемными в прошлом году оказались "Оренбургские авиалинии" - "дочку" АФЛ подвел обанкротившийся туроператор "Идеал-тур". В прошлом году "дочке" АФЛ даже пришлось вывести из авиапарка 9 самолетов. "Оренбургские авиалиний" по итогам прошлого года могли "откатать 4-5 млрд чистого убытка", считает Андрея Крамаренко из ВШЭ. Традиционно убытки приносит и другая дочка "Аэрофлота" - авиакомпания "Россия". По оценкам Крамаренко, это еще не менее 1 млрд рублей убытков.
Эксперты не исключают, что для сокращения убытков "Аэрофлоту" помимо внутренних оптимизаций придется избавиться от "Оренбургских авиалиний". "Но это не вопрос операционных убытков "дочки", а коммерческой выгоды АФЛ. Пока же переведенные во Внуково "Оренбургские авиалинии" удобно использовать против конкурентов, выдавливая их с рынка на ряде маршрутов, в том числе за счет демпинга", - говорит Крамаренко.
Но даже несмотря на убыточность и проблемные "дочки" пока "Аэрофлоту" ничего не угрожает, говорят эксперты. Таких долгов как у "Трансаэро" и "ЮТэйр" у АФЛ нет, задолженность контролируемая и обслуживаемая, у авиакомпании есть приличный запас "кэша". В международном трансферном сообщении АФЛ чувствует себя неплохо. Плюс опять же у "Аэрофлота" сильные позиции в корпоративном сегменте, где падение не такое заметное. "Есть только одна авиакомпания, которая чувствует себя примерно также уверено - это S7. И это благодаря грамотному менеджменту", - говорит Крамаренко.
В целом авиаотрасль в этом году ждут непростые времена. Хотя после введения РЖД динамических тарифов происходит переориентация пассажира с поезда на самолет и пассажиропоток на внутренних авиалиниях растет, платежеспособность населения невелика.
Тарифы на внутренних линиях поднять можно будет только в случае если какие-то авиакомпании уйдут с рынка и снизится конкуренция. "Первый квартал этого года будет катастрофическим для всех, - говорит Крамаренко. - Возможно, скоро мы увидим несколько банкротств авиаперевозчиков"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 29, 2024
Взлетно-посадочную полосу аэропорта Красноярск реконструируют за 185 млн
Март 29, 2024
93 года эффективного развития: московский завод холдинга "Швабе" отмечает день рождения
Март 29, 2024
Новые тарифы парковок в аэропорту Шереметьево начнут действовать с 1 апреля
Март 29, 2024
Авиакомпания "Якутия" сообщает о дополнительном рейсе по маршруту Якутск - Санкт-Петербург - Москва