Автор: Наталья Голобурдова, Тимур Латыпов
Опубликовано: 05.03.2015, 15:01
 

На Казанский авиазавод "прилетело" загадочное "изделие 80"


[image]

По сведениям "Бизнес Online", 5 млрд. рублей военные выделяют под будущее производство дальних бомбардировщиков нового поколения

"Казанский Гипронииавиапром", как стало известно накануне вечером, стал победителем двух тендеров, связанных с предстоящим производством в Казани "опытных изделий "80". Что скрывается за этим шифром? Как утверждают наши источники, речь идет о самом амбициозном в России военном авиапроекте - перспективном авиационном комплексе Дальней авиации, который придет на смену знаменитым "белым лебедям". Казанское авиастроение вступает в эпоху возрождения?

Оборонный сверхпроект на 5 млрд.

Оба заказа, которые, обойдя пятерых конкурентов, выиграло ЗАО "Казанский Гипронииавиапром", финансируются из федерального бюджета в рамках ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса.

Первая закупка - выполнение проектно-сметной документации для проведения реконструкции и технического перевооружения производственной базы "для изготовления опытных изделий "80" на Открытом акционерном обществе "Туполев" г. Казань Республики Татарстан" для нужд ОАО "Туполев". Конкурс выигран по цене 69,5 млн. рублей (начальная −1,69 млн.).

Указывается, что задачи проекта - реконструкция площадей и техническое перевооружение цехов для подготовки производства "изделия 80". Стоимость всего проекта - 2,62 млрд. рублей. Срок реализации - 2015-2018 годы. На строительно-монтажные работы отводится 493 млн. руб., на приобретение машин и оборудования - 1,55 млрд., на прочие затраты - 183,3 млн.

Второй заказ - на разработку проектно-сметной документации для реконструкции и технического перевооружения казанского инженерного центра "Туполева" - отошел "Гипронииавиапрому" по цене 71,3 млн. рублей (начальная - 84,7 млн.). Общая стоимость этого проекта оценивается в 2,43 млрд. рублей. Срок реализации 2015 - 2019 годы. Ориентировочная структура капитальных вложений: строительно-монтажные работы −1,2 млрд. рублей, приобретение машин и оборудования - 811 млн., прочие затраты - 179 млн.

Итого, только на выполнение работ по проектированию заложено свыше 140 млн. рублей, а общий объем предполагаемых инвестиций в казанское авиастроение составит 5 млрд. - и, скорее всего, это только часть.

Что за "изделие 80"?

Самый интригующий момент закупочной информации - упоминание "опытных изделий 80". Официальной информации о том, что скрывается за этим шифром, нет. Но на авиационных форумах утверждают, что это ни что иное, как перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) - грандиознейший ВПК-проект нашего времени. О его создании говорят и пишут достаточно много, но при этом конкретная информация отсутствует напрочь. Известно, что ПАК ДА должен заменить нынешние дальние и стратегические бомбардировщики - Ту-22М3, Ту-160 (знаменитые "белые лебеди"), а также их будущие модернизированные варианты. Это будет дозвуковой носитель высокоточного оружия, выполненный по схеме "летающее крыло", весьма напоминающий по схеме американский стратегический бомбардировщик В-2.

Главный в разработке - "Туполев", но в деле участвует едва ли не вся Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)". В частности, будет использован технический и организационный опыт КБ Сухого, наработанный при создании перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50. Финансирование проекта ПАК ДА уже идет. Испытания комплекса должны начаться в 2019 году, а в 2025-м он начнет поступать в войска.

О том, что производство ПАК ДА "отдадут" Казани в разное время говорили президент России Владимир Путин, президенты ОАК Алексей Федоров и Михаил Погосян, руководители "Туполева", но этот вопрос и по сей день остается дискутируемым: есть устойчивое мнение, что новый "бомбер" будут строить другие заводы. Но если "изделие 80" это действительно ПАК ДА, перед Казанским авиационным заводом им. Горбунова (КАЗ), который с недавних пор стал филиалом "Туполева", открываются поистине волнующие перспективы титанического оборонного заказа. Так что недавняя горькая пилюля в виде новости о закрытии российского-украинского проекта АН-70 подслащивается с лихвой.

Пока все пути ведут в Казань

В отделе закупок "Туполева" на вопрос "Бизнес Online" о том, не скрывается ли за шифром "изделие 80" ПАК ДА, ответили пространно: "Возможно, да, но не факт, что и нет". Однако источник "Бизнес Online" в авиастроительной отрасли дал четкий ответ - это именно он. Как дополнительную аргументацию этого утверждения можно припомнить, что в ноябре 2013 года именно в казанском филиале "Туполева" провели совещание, посвященное созданию ПАК ДА. Год назад начался процесс создания для казанского "Туполева" летающей лабораторииЛМК-14. Как полагают эксперты, она будет использоваться и для отработки систем боевых самолетов. О том, что казанский коллектив "Туполева" причастен к работе над ПАК ДА, упоминалось и в открытом письме сотрудников местного филиала. Стоит упомянуть начавшуюся в прошлом году модернизацию филиала - серьезных денег на него не выделяли с начала 2000-х. И, наконец, в техническом задании, связанном с "изделием 80", указывается, что выполнение работ включено в госпрограмму вооружений до 2020 года.

По сути, мы видим перспективу заказа на изготовление опытных ПАК ДА. Но означает ли это автоматически, что и серию отдадут на Казанский авиазавод? Главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов склоняется именно к этому варианту.

"Полагаю, опытный экземпляр, скорее всего, будут делать именно в Казани, так как опытное производство в Жуковском и Москве ликвидировано", - рассказал он "БИЗНЕС Online". А что касается серии, то, по его мнению, другие заводы, начиная с 2015-2016 годов, будут активно заняты реализацией гособоронзаказа и программой МС-21. "КАЗ, по сути, единственный относительно "свободный" завод, тем более с него сняли задачу по производству Ан-70", - указывает эксперт. Примерно такой же точки зрения придерживается и главный редактор отраслевого портала aviaru.net Роман Гусаров: "Да, не обязательно завод, который делает опытный образец, потом делает и серию. Например, вертолетные двигатели Климова всегда делал небольшой опытный завод в Петербурге, а в серийное производство они шли в Запорожье, потому что там были мощности. Но в данном случае не вижу альтернативы Казани для производства серийного образца: другие предприятия уже имеют свои программы или будут загружены в перспективе, а у Казани мощности для серии есть. И потом, казанский завод всегда специализировался на таких, обтекаемо говоря, больших изделиях".

Но как быть с тем, что первый полет ПАК ДА назначен на 2019 год, а модернизация производства только начинается? "Сроки действительно несколько сжатые, - согласен Фролов. - Даже более простой гражданский МС-21 готовят к первому полету почти 4 года, а ПАК ФА прошел путь от чертежной доски до первого полета почти за 6 лет. Единственным разумным (хотя и маловероятным) предположением может быть то, что ПАК ДА будет вариацией на тему Ту-160 (кстати, его шифр - "изделие 70"), что может позволить сократить сроки испытаний". Гусаров настроен более оптимистично: "Модернизация серийного производства - процесс длительный, гигантские деньги - значительно большие, чем на создание самого самолета. И если ждать его окончания, машину просто невозможно будет сделать в разумные сроки. Поэтому процессы должны идти параллельно. И первый полет, даже если он состоится в сроки, это еще не серийный образец. А дальше - освоение серийного производства. Значит, время на переоснащение еще есть".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 марта 2015 года | Дайджест публикаций за 5 марта 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: МС-21, Татарстан, Федоров Алексей, Погосян Михаил, Казанский Гипронииавиапром, Объединенная авиастроительная корпорация, Туполев, Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Государственный проектно-конструкторский и научно-исследовательский институт авиационной промышленности, Ту-160, Ан-70 (в процессе тестирования)