О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полет не нормальный

Авиакомпании предупреждают об угрозе остановки продажи билетов в России, считая невыполнимыми требования нового закона о хранении персональных данных на локальных серверах

Авиакомпании предупреждают об угрозе остановки продажи билетов в России, считая невыполнимыми требования нового закона о хранении персональных данных на локальных серверах. Для запуска российского аналога глобальной распределительной системы для нужд гражданской авиации не только требуется время, но и готовность мировых авиакомпаний присоединиться к ней

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), объединяющая крупнейшие авиакомпании России, предупредила об угрозе приостановки пассажирских авиаперевозок из-за требования хранить персональные данные граждан России на локальных серверах. Это может произойти с 1 сентября 2015 года, когда вступит в силу соответствующий закон, говорится в письме главы ассоциации Владимира Тасуна бизнес-омбудсмену Борису Титову.

Авиакомпании РФ считают требования закона заведомо невыполнимыми. Сейчас обработка персональных данных пассажиров осуществляется с использованием глобальных распределительных систем, таких как: Amadeus, Gabriel, Sabre, Galileo, позволяющих осуществлять продажу билетов на рейсы российских авиакомпаний в различных странах. "Современные авиакомпании имеют множество интерлайн и код-шеринговых соглашений с другими (в том числе зарубежными) авиаперевозчиками, имеют договоры, обеспечивающие продажу авиаперевозок с помощью нейтральных агентов, которые, в свою очередь, используют в качестве инструмента для продажи глобальные распределительные системы. Это означает необходимость обеспечения интеграции с десятками внешних информационных систем, расположенных по всему миру", - подчеркивает Тасун. В этой связи он считает выполнение требований закона в указанные сроки не возможным, поскольку это требует, как минимум, согласия провайдеров этих систем на их размещение в России.

В России пока нет автоматизированной информационной системы бронирования и продажи авиабилетов "на современном уровне и в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей всех российских авиакомпаний", указывает глава АЭВТ. Если она будет разработана, миграция крупной авиакомпании в новую систему может занять, по его оценкам, несколько лет.

Советник главы Ространснадзора Анастасия Домбровская пояснила "Эксперт Online", что ведомство уполномочено лишь надзирать за выполнением принятого законодательства и избегает обсуждать его. Ранее появлялась информация, что Роскомнадзор обсуждает с компаниями, на которые распространяется действие этого закона, правоприменительную практику. А эксперты высказывали опасение, что если компании не успеют обеспечить хранение данных в РФ, россияне потеряют доступ к ряду оказываемых через интернет услуг, в частности, к бронированию авиабилетов и номеров в зарубежных отелях.

Главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий считает угрозу остановки продаж авиабилетов в России серьезной. "Есть большие сомнения, что закон может быть реализован в принятом виде. Поэтому пока остается надежда, что некий компромисс авиакомпаниям все же удастся найти. Хотя гражданская авиация не сильна в лоббировании своих интересов, несмотря на то, что это достаточно крупная отрасль экономики, - рассказал он "Эксперт Online". - Вместе с тем эти законодательные инициативы, как и многие другие, имеют чисто политическую подоплеку, и практической пользы для авиакомпаний от них нет".

Надуманными с технологической точки зрения считает опасения авиаторов интернет-омбудсмен член генсовета "Деловой России" Дмитрий Мариничев. "Первичный сбор персональных данных ведется авиакомпаниями на территории России и здесь же обрабатывается и хранится - на их компьютерах, серверах. Только затем пакет информации передается глобальным системам бронирования, а это не противоречит требованиям данного закона, - пояснил он "Эксперт Online". - Другое дело, как к этому закону относиться, ведь с юридической точки зрения этот документ накладывает указанные ограничения. То есть вопрос в трактовке. А поскольку Роскомнадзор пока не дал официальных разъяснений на этот счет, сомнения авиакомпаний совершенно обоснованны".

Между тем, по данным Минтранса, российские авиакомпании, обеспечивающие 70% авиаперевозок в стране, используют именно иностранные серверы для хранения данных. Если указанные онлайн-сервисы не представлены в России, закон о хранении персональных данных создает определенные проблемы для работающих с ними компаний, возражает основатель проекта "Интернет и право", профессор Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РАИС) Антон Серго. "Одной из целей закона была необходимость предотвратить утечку персональных данных россиян за рубеж, и обработка этих данных вне РФ с 1 сентября должна быть запрещена. Однако не все подобные сервисы запрашивают информацию, которую можно отнести в разряд персональной, к тому же многие из них уже легально работают в России, имеют здесь свои дата-центры, замечает он. - Кроме того, вступление закона в силу уже неоднократно переносилось, так что при необходимости, думаю, это может произойти еще не раз".

Вопрос в том, достаточно ли будет этих отсрочек для того, чтобы разработать, а главное, довести до ума отечественную автоматизированную информационную систему бронирования и продажи авиабилетов. Ведь речь не только о ее внедрении на уровне авиаперевозчиков РФ, но и о готовности мировых авиакомпаний присоединиться к ней....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка