О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Правительство опознает летающие объекты

В России до сих пор в точности не знают, как реагировать на дроны и коптеры - в законах раз за разом обнаруживают пробелы

В России до сих пор в точности не знают, как реагировать на дроны и коптеры - в законах раз за разом обнаруживают пробелы. Но жизнь владельцам беспилотников решили упростить. В Госдуму поступил законопроект, разрешающий не получать летные права для использования безобидных летательных аппаратов. Однако даже в нем нет указаний, где летать будет нельзя.

Российские власти решили указать владельцам беспилотных воздушных судов, как надо летать. Федеральное правительство подготовило законопроект на прошлой неделе, сегодня он был зарегистрирован в нижней палате парламента. В ближайший месяц документ рассмотрят в профильном комитете. 

За последние несколько лет в России неоднократно разгорались конфликты из-за использования беспилотных аппаратов или дронов. Их владельцы были уверены, что деятельность их ничем не регулируется. Государственные структуры считали иначе, но сами толком не понимали, как им поступать с "летчиками", и отдавали дела на откуп судам. 

"Дроны не попадают в перечень видов деятельности, для которых требуется лицензия. Поэтому на этапе покупки человеку не мешает ничего, кроме ограничения по финансовым средствам. У нас иногда возникают юридические терки, особенно с большими бюрократическими компаниями. Но так, чтобы ограничения били по рукам - такого нет", - считает Роман Лучин, гендиректор кибернетического проекта "ТРИК".

Однако громким стало недавнее дело предпринимателя Олега Понфиленка из Сыктывкара. Летом прошлого года он запустил доставку пиццы на дом с помощью дрона. Контракт с общепитом длился месяц, доходило даже до интернет-трансляций. Однако проект приостановили из-за дороговизны изощренного "курьера". Сыктывкарский городской суд увидел рекламный ролик с беспилотником и вручил Олегу штраф на 50 тысяч рублей, признав его виновным в нарушении правил воздушного пространства. Однако в конце 2014 года штраф отменили. Бизнесмен смог доказать суду, что его дрон нельзя называть воздушным судном для перевозки. Понфиленок тогда пообещал при случае использовать прецедент. 

"В Сыктывкаре почему-то возникают вопросы к предпринимателям, но такого внимания нет к Южному федеральному университету, где беспилотники используются в сельском хозяйстве. Для контроля посевов и всего подобного. Вроде и там, и там коммерческие цели, но все тут происходит на усмотрение местных властей", - полагает авиационный эксперт Андрей Меньшенин. 

Сегодня владельцу дрона в России нужно разрешение на использование воздушного пространства и план полета воздушного судна. И это даже не говоря о наличии летных прав. Предлагаемый закон существенно упростит жизнь владельцам небольших беспилотников, обязуя регистрировать только те, что весят больше 30 килограмм. Сертификат летной годности или свидетельство о госрегистрации необходимы будут только лишь для упомянутой категории. 

"Комплекс, включающий одно или несколько беспилотных воздушных судов, а также наземные технические средства и оборудование навигации и связи, используемые для управления полетом такого или таких воздушных судов" - так в правительстве предлагают опознавать "сверхлегкий" вид летающих объектов. Такого определения никогда не было во внутренней документации. 

Кроме того, власть имущие наконец-то разделили беспилотные и пилотируемые воздушные суда. И не остановились на этом. Те, кто с пульта управляет дроном, будут считаться членами экипажа. Появилась позиция "наблюдателя", отчего-то нужного исключительно для "оказания помощи внешнему пилоту для безопасного выполнения полета". 

"При разработке проекта использованы рекомендации Международной организации гражданской авиации, а также стандарты и рекомендуемая практика, изложенная в Конвенции о международной гражданской авиации", - уверяют в правительстве. 

Сказать, что беспилотники все время были вне правового поля, нельзя. Никто не отменял, допустим, Федеральный закон от 18 июля 1999 года "Об экспортном контроле". В первой статье легко заметить любопытный термин "средства доставки", где есть объяснение предмету: "ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения". Тут речь, правда, идет не о том, что можно приобрести в обычном магазине игрушек, а о военной специализации объектов. Таковое было изначальным у беспилотников. 

Квадрокоптеры или дроны не упоминаются в российских законах, а вот "беспилотный летательный аппарат" встречается неоднократно. В федеральных правилах использования воздушного пространства указана еще менее разборчивая формулировка, чем в сегодняшнем законопроекте. Ее размытость позволяет стирать границы между коптерами, дронами и разновидностями. 

"Беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов", - указано в документе, утвержденном правительством РФ в марте 2010 года. 

В стремлении избавиться от лакун закона также обнаружились изъяны. Так, во внесенных изменениях нет упоминаний о том, где летать нельзя. Не исключено, что будущие подзаконные акты будут соответствовать существующим зонам ограничения и запрета полетов. ...
Авторские права на данный материал принадлежат «Фонтанка». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка