О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

России лоукостеры не нужны

Пока вся Европа летает из столицы в столицу, с одного курорта на другой за 10-20 евро, в России "Аэрофлот" и его дочерние компании по-прежнему диктуют свои правила, зачастую не самые выгодные для клиентов

Пока вся Европа летает из столицы в столицу, с одного курорта на другой за 10-20 евро, в России "Аэрофлот" и его дочерние компании по-прежнему диктуют свои правила, зачастую не самые выгодные для клиентов. Ситуацию вроде бы пытаются исправить с помощью нового бюджетного перевозчика "Победа", однако компания пока слишком мала и ей далеко до известных по всему миру лоукостеров Ryanair, WizzАir, EasyJet и других. Мало того, в своем весеннем расписании Петербург "Победа" снова обошла стороной, а это значит, что жителям города на Неве в ближайшие месяцы не стоит надеяться на дешевые полеты на российские курорты.

Ранее новый российский дискаунтер (100% "дочка" "Аэрофлота"), будучи еще "Добролетом", намеревался выполнять рейсы в Петербург. Говорить об этом стали сразу же после того, как лоукостер начал коммерческую деятельность - летом 2014 года. Вот только довольно быстро стало известно, что планы у компании поменялись. "Коммерсант" со ссылкой на свои источники сообщал, что "Добролет" не сумел договориться о льготной стоимости обслуживания с аэропортом "Пулково". Якобы "предложенные более 800 рублей за пассажира лишают смысла всю экономику проекта". В ООО "Воздушные ворота Северной столицы", которое управляет аэропортом, эту информацию потом опровергли, сказав, что "предложили "Добролету" воспользоваться мотивационной программой, предусматривающей скидки для новых перевозчиков". Но факт остается фактом: российский дискаунтер до сих пор не готовится открывать рейсы в город на Неве.

Ни одна, ни вторая компания свои бизнес-отношения в настоящее время комментировать не хотят. Нынешняя "Победа" на большой запрос "Росбалта" ограничилась сухим комментарием, заявив, что "сформировала маршрутную сеть на лето, и в настоящее время Санкт-Петербург не включен в карту полетов". В "Пулково" в свою очередь заметили, что перевозчик не обращался в ООО "Воздушные ворота Северной столицы" с предложениями.

Если вернуться в прошлое на несколько лет, то можно вспомнить две попытки запустить в России дискаунтера, которые закончились провалами. В 2006 году начал выполнять полеты Sky Express, в 2009-м - "Авианова". Они предлагали билеты за какие-то копейки, и с этими тарифами оба продержались не более двух лет. К сожалению, сократить расходы до минимума, чтобы продавать дешевые билеты, у перевозчиков не получилось. Тут вопрос и в пассажиропотоках (основная нагрузка приходится на три московских аэропорта), и в дорогих кредитах, и в таможенных пошлинах, и в нехватке мощностей, и в российских законах (тот же вопрос с невозвратными билетами решался ни один год). При этом большую часть помех на пути к бюджетным авиаперевозкам можно убрать с помощью грамотных и понятных законов. В чем у высоких чинов должна быть соответствующая заинтересованность.

"Думаю, что фундаментальная причина отсутствия большого количество лоукостеров в России - это то, что лоукостер входит в прямую конкуренцию с регулярными перевозчиками, - делится своим мнением заместитель генерального директора национального туроператора "Алеан" Дмитрий Попов. - Допустим, какой-то иностранной компании захочется зайти на наш рынок. Основной трафик у нас на перелетах в Москву. В столичных аэропортах базируются ключевые российские перевозчики, и им явно не понравится, что на их направлениях встанет некий дискаунтер. И здесь будет большая конкуренция".

Вероятно, поэтому у "Победы" шансов на успех больше. Во-первых, это дочерняя компания крупнейшего российского перевозчика, которому открыты фактически все двери. Во вторых, дискаунтер начал свою деятельность в более выгодных законодательных условиях, чем та же "Авианова". Ну и в конце концов, в этом ценовом сегменте у него нет конкурентов: кто еще в России готов предложить перелет из Екатеринбурга в Москву менее, чем за 2 тыс. рублей?

Однако у единственного на данный момент российского лоукостера пока довольно небольшой охват направлений: в летнем сезоне компания планирует обслуживать 35 маршрутов, причем из "Внуково" будут выполняться 16 из них. Про зарубежье, хотя бы ближнее, речи пока не идет. Так же, как и о Петербурге.

"Дело в том, что пока у "Победы" не на столько большой парк, чтобы ставить свои самолеты в каждом крупном городе. Мы видим, что на лето у перевозчика серьезные планы относительно южных курортов, там ожидается существенный рост пассажиропотока, - поясняет начальник аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Вопрос заключается еще и в том, что "Победа" входит в группу "Аэрофлот", как и компания "Россия", поэтому если активно развивать "Победу" в Санкт-Петербурге, причем на тех же линиях, где летает "Россия", можно нанести своему же перевозчику немалый вред. Если в московском авиационном узле у "Аэрофлота" есть конкуренты, на линиях которых работает "Победа", то в Петербурге конкурировать можно будет, по большому счету, только со своей дочерней компанией".

Следовательно, вряд ли Северной столице стоит рассчитывать на открытие дешевых маршрутов, например, между Петербургом и Калининградом, куда уже несколько лет летает исключительно "Россия" и часть расходов которой компенсируются из бюджета в обмен на льготные билеты. В прошлом году в "высокий" сезон перелет в одну сторону стоил фиксированные 3500 рублей, то есть по нынешнему курсу - 53 евро. А к примеру, перелет компанией Ryanair Лаппеенранта - Милан, между которыми расстояние в два раза больше, чем между Петербургом и Калининградом, в апреле обойдется в 40,99 евро.

Беда Северной столицы еще и в том, что основной пассажиропоток из "Пулково" направляется в Москву. "Несколько по показателям отстают Архангельск, Мурманск и Калининград. Все остальные линии с точки зрения количества пассажиров гораздо менее привлекательны чем та же Москва - Тюмень. А лоукостеру интересен большой объем", - поясняет Олег Пантелеев.

По данным ООО "Воздушные ворота Северной столицы", пассажиропоток аэропорта "Пулково" по итогам 2014 года достиг 14,26 млн человек. Из "Домодедово" это количество людей вылетает за полгода. Число пассажиров между международными и воздушными линиями в Петербурге делится почти пополам. И только 356 тыс. человек были перевезены бюджетными авиакомпаниями, осуществляющими полеты в шесть европейских городов: Рига (Air Baltiс), Берлин (Air Berlin), Дюссельдорф (Germanwings), Осло (Norwegian Air Shuttle) и Барселона c Аликанте (Vueling).

"Работа с новыми зарубежными авиакомпаниями ведется постоянно, но некоторые наши потенциальные партнеры в течение 2014 года отложили принятие решения о начале выполнения рейсов в "Пулково", ссылаясь на политическую обстановку. Тем не менее, переговоры с такими перевозчиками, как EasyJet, Wizzair, Ryanair продолжаются, ближайшие встречи возможны в ходе регионального форума по развитию маршрутов Routes Europe в апреле", - пояснили в пресс-службе управляющей компании "Пулково".

К слову, Ryanair еще с 2012 года планирует открыть рейс Петербург - Дублин, но все никак не срастется, и далеко не последнюю роль в этом играет международная ситуация. Получить разрешение на такие полеты из-за бюрократических препятствий авиакомпания смогла только в ноябре 2013-го, однако запустить маршрут так и не решилась из-за снижения международного трафика. С такой же проблемой столкнулся EasyJet, который планировал летать в Лондон.

Впрочем, даже если европейский лоукостер придет в Северную столицу, рассчитывать на европейский цены не стоит. Во-первых, этого не позволит инфраструктура аэропортов и местные сборы, во-вторых, как ранее газете "Ведомости" заявлял директор Infomost Борис Рыбак, в России существует неформальная договоренность, что минимальная стоимость билетов для иностранцев, открывающих перелеты из РФ, составляет 100 евро.

На сегодняшний день самым доступным для петербуржцев европейским городом является Берлин - чуть более 5700 рублей в мае в одну сторону. Поездка на российские курорты будет дороже: Минеральные Воды - за 8700 рублей, Геленджик - начиная с 13000 рублей.

Эксперт Олег Пантелеев, однако, не видит никаких проблем в том, чтобы пользоваться существующими альтернативами: можно "благополучно долететь до Москвы" и дальше в любом направлении отправляться в полет с той же самой "Победой". Однако в такой ситуации ни о каких бюджетных перевозках тоже говорить не приходится. К примеру, перелет Петербург - Москва - Сочи будет стоить больше 7500 рублей (115 евро). Для сравнения билет на все тот же Ryanair по маршруту Каунас - Родос, так любимый калининградцами, обойдется в 47 евро.

Хотя есть мнение, что в России масштабная сеть лоукостеров никому не нужна. Просто потому что лишь небольшая часть россиян может позволить себе частые авиаперелеты.

"У нас очень низкий уровень реальных доходов у населения. Именно это обстоятельство негативно влияет на развитие авиаперевозок. И если европейцам есть куда летать, то представьте, что житель Красноярска не видел в Новосибирске? Если нет развитой туристической инфраструктуры, а уровень доходов населения не позволяет путешествовать, то лоукостеры не будут востребованы так, как в Европе", - полагает начальник аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Зато крупные российские авиакомпании как всегда в выигрыше. Прежние годы они успешно участвовали в аттракционе неслыханной щедрости по раздаче бюджетных денег за "льготные" билеты в Калининград и на Дальний Восток. В этом году россиянам предложили сыграть в игру под названием "плоские тарифы": "Аэрофлот" со 2 апреля по 31 октября будет продавать невозвратные билеты с фиксированной ценой по избранным маршрутам. Так, перелет Москва - Симферополь - Москва обойдется в 7500 рублей туда-обратно и 4500 рублей в одну сторону. Стоимость перелета из Москвы в Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск составит 18000 рублей в оба конца и 11000 рублей - в одну сторону. Руководство страны такую инициативу с радостью поддерживает, опуская при этом тот факт, что выбора у большинства россиян просто нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «РосБалт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка