О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Крылатые памятники

Небольшая группа энтузиастов занимается поиском и реставрацией самолетов времен войны. В их коллекции уже 11 летающих машин

Небольшая группа энтузиастов занимается поиском и реставрацией самолетов времен войны. В их коллекции уже 11 летающих машин.

Малоизвестный факт: в фильме "В бой идут одни старики" летает только один настоящий самолет времен войны - биплан По-2, остальные спортивные. С наступлением эры реактивной авиации машины, пережившие войну, массово пошли в утиль.

- У нас, когда самолет морально устаревал, его уничтожали и до сих пор продолжают уничтожать. Даже летающий МиГ-21 вы уже не найдете,- возмущается президент фонда "Крылатая память Победы" Борис Осятинский.

Он реставрирует самолеты Великой Отечественной с 1992 года. Учился у иностранцев: за рубежом тысячи летающих машин той войны, ретроавиашоу собирают толпы зрителей.

Нашим же любителям приходится искать обломки по озерам и болотам с помощью сонаров и металлодетекторов. Определиться с районом поисков помогают данные о потерях из военных архивов и рассказы местных. А был случай: пришел сын летчика с его летной книжкой, так поисковики узнали о поврежденном штурмовике Ил-2, посаженном на озеро Черногубское в Мурманской области. Искали машину два года, а нашли в итоге в соседнем озере.

- Когда из болота поднимают танк, он и выглядит как танк. А в самолетах много деревянных деталей, так что тут нет самолета, только его части,- объясняет Осятинский.- В болоте они, по крайней мере, законсервированы. А после подъема фрагментов сразу начинается активная коррозия. Так что надо заранее знать, что ты будешь с ними делать.

Естественно, все деревянные элементы приходится изготавливать заново. При восстановлении биплана По-2, например, из родных деталей можно взять только втулку винта, колеса и пилотские кресла. Но чем совершеннее машина, тем больше исходных элементов можно сохранить.

Реставрация - дело небыстрое, занимает от 2 до 6 лет. Частенько на одну летающую машину идут запчасти от нескольких найденных. Хуже всего с моторами. После болота их восстановить можно, но сертификата на такой агрегат точно не дадут. Так что на истребители И-16 и И-15, например, ставят моторы от "кукурузника" Ан-2, благо двигатель и правда мало отличается.

Беда в том, что документация была уничтожена и ее тоже приходится восстанавливать. Реставраторы обмеряют фрагменты машин, собирают старые фотографии и рабочие чертежи. Поначалу очень помогали пожилые рабочие, помнившие некоторые технологии середины прошлого века.

Хотя восстановленные самолеты - частные, хозяева для того их и собирали, чтобы показывать людям. Так что готовы поднимать их в воздух без прибыли, лишь бы расходы оплатили. Но на мероприятия в честь Победы авиареставраторов почти не зовут.

- От государства мы не получили ни копейки. И никакой другой помощи: ни заказов, ни ангаров,- признается Борис Осятинский.

Реставраторы все равно уверены, что дело их общественно значимое. Они мечтают собрать полный комплект из 40 моделей наших и ленд-лизовских машин, воевавших в ту войну с красными звездами на крыльях. И чтобы все летали....
Авторские права на данный материал принадлежат «Огонек». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка