О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Трансаэро" оставила топ-менеджмент без бонусов и затеяла ребрендинг

Авиакомпания "Трансаэро" с 1 января 2015 года отменила стимулирующие выплаты топ-менеджменту, сообщили "Известиям" в пресс-службе компании

Авиакомпания "Трансаэро" с 1 января 2015 года отменила стимулирующие выплаты топ-менеджменту, сообщили "Известиям" в пресс-службе компании. Такое решение может быть продиктовано финансовым состоянием авиакомпании и необходимостью привлечения госгарантий, уверены эксперты. В связи с планируемым, как выяснили "Известия", ребрендингом расходы на перекрашивание самолетов могут составить $10 млн (сейчас около 55 млн рублей) - это в несколько раз больше общего объема выплат топ-менеджменту за 2014 год.

В постановлении правительства от 24 декабря 2014 года прямо говорится, что в рамках предоставления госгарантий в размере 9 млрд рублей "Трансаэро" берет на себя обязательства по "сокращению размеров вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу (членам совета директоров, членам коллегиального исполнительного органа, единоличному исполнительному органу и его заместителям, главному бухгалтеру (иному должностному лицу принципала, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), руководителям самостоятельных структурных подразделений)".

- Решение отменить бонусы топ-менеджменту связано с предоставлением компании госгарантий. Запрашивая господдержку, компания признает, что ее финансовое состояние неудовлетворительное и в какой-то степени это объясняется и ошибками менеджмента. Соответственно, вы не можете одновременно запрашивать госгарантии и вознаграждать менеджмент, который эти гарантии запрашивает, - говорит руководитель управления машиностроения, транспорта "ВТБ Капитал" Елена Сахнова. - Видимо, компания хочет показать, что она действительно находится в тяжелой ситуации. Правда, вполне возможно, что "Трансаэро", отменив бонусы, увеличит размер заработной платы топ-менеджеров.

Начальник отдела анализа рынков компании "Открытие Брокер" Константин Бушуев отметил, что и банки, которые претендуют на докапитализацию за счет средств ЦБ, соглашаются на то, что менеджменту не будет увеличиваться вознаграждение.

- В кризис 2008-2009 годов в США на схожих условиях проводилась программа поддержки банковского сектора. На нее распространялось приблизительно такое же условие - неувеличение зарплат менеджеров - и прописывалось, что средства должны пойти на расширение кредитования экономики, - сказал Бушуев.

Впрочем, из отчетности "Трансаэро" за 2014 год по РСБУ (опубликована в феврале 2015 года) следует, что топ-менеджменту все же были выплачены бонусы: на заработную плату членам совета директоров пришлось около 24 млн рублей, на премии - 4 млн рублей и на вознаграждение - порядка 10,1 млн рублей. В сумме это 38,9 млн рублей (на 8,36% меньше, чем в 2013 году). Еще 96,9 млн рублей составили выплаты членам правления (его состав существенно пересекается с советом директоров): 81 млн - зарплата, 10,9 млн - вознаграждение, 5 млн - премии. Дату выплат этих средств в "Трансаэро" уточнить не смогли.

- Суммарные выплаты топ-менеджменту в размере 135,8 млн за 2014 год - это не такая уж и большая сумма. В крупных госкомпаниях эти суммы зачастую на порядок больше. Вообще авиаперевозчики не могут позволить себе большие выплаты для менеджмента, потому что они традиционно работают с низким уровнем рентабельности, - отметил Бушуев.

- Чтобы объективно оценивать выплаты топ-менеджменту за 2014 год, нужно дождаться опубликования отчетности по МСФО. То, что компания пишет в своем ежеквартальном отчете, разительно отличается от того, как ту же самую информацию компании раскрывают по международным стандартам финотчетности. Во втором случае бонусы, как правило, значительно выше, - считает директор аналитического департамента ИК "Регион" Валерий Вайсберг.

Долгосрочный кредит ВТБ, выданный под декабрьские госгарантии, предназначен для финансирования основной производственной и операционной деятельности авиакомпании. Контроль за использованием привлеченных под госгарантии средств возложен на Минтранс. На днях замминистра транспорта Валерий Окулов заявил, что "Трансаэро" будет направлять в ведомство регулярную отчетность о расходовании средств, привлеченных за счет обеспеченных госгарантиями кредитов.

На данный момент предоставление госгарантий утверждено только для "Трансаэро" и "Гражданских самолетов Сухого" (ГСС, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, включенную в перечень системообразующих предприятий). Госгарантии ГСС предоставлялись в 2009, 2012 и 2014 годах. В случае с ГСС тоже установлено обязательство компании снижать бонусы топ-менеджерам. Насколько будут снижены бонусы в 2015 году, в пресс-службе ГСС пояснить отказались.

Претендовать на госгарантии могут компании, включенные в феврале 2015 года в список 199 системообразующих предприятий (аналогичный список, принятый в 2008 году, был на 105 компаний шире). Среди прочих в список входят авиакомпании "Сибирь", "Уральские авиалинии", "ЮТэйр", "Аэрофлот", "Трансаэро", а также компании: "Газпром", "Вимм-Билль-Данн", "КамАЗ", "Лукойл", "Домодедово", "Пулково", "Шереметьево", "Мечел", "Мираторг", НОВАТЭК, "Норникель", Объединенная ракетно-космическая корпорация, "Роснефть", РЖД, "Русал", "Северсталь" и пр. Активнее других игроков на госгарантии претендуют авиакомпании: из пяти крупнейших перевозчиков на господдержку пока не претендовали только группа "Аэрофлот" и "Сибирь". Помимо полученных 9 млрд рублей, "Трансаэро" также может обратиться и за дополнительными госгарантиями в размере 30 млрд рублей, сообщали в марте СМИ. В апреле могут быть предоставлены госгарантии "ЮТэйр" на сумму 19 млрд рублей, заявлял на прошлой неделе министр экономического развития Алексей Улюкаев. Также в марте стало известно, что "Уральские авиалинии" претендуют на господдержку в размере 2 млрд рублей.

Не исключено, что сэкономленные на топ-менеджерах деньги или часть выделенных кредитных средств "Трансаэро" потратит на ребрендинг. В социальной сети Twitter появилась фотография самолета, окрашенного в новые цвета, и, отвечая на вопрос пользователя соцсети, "Трансаэро" подтвердила наличие соответствующих планов.

По словам источника "Известий" в авиаотрасли, этот по-новому окрашенный самолет Boeing 737 сейчас находится в Сиэтле (США) и в скором времени начнет выполнять регулярные рейсы. Расходы на покраску самолетов составляют от нескольких десятков до $100 тыс. Исходя из авиапарка компании в 103 лайнера (данные с сайта "Трансаэро"), расходы на перекраску могут достичь $10 млн.
Очевидно, что компания намерена избавиться от старого логотипа, который напоминал использовавшийся в 1975-2009 годах лого одного из крупнейших европейских перевозчиков Air France. "Трансаэро" с момента основания в конце 1990 года до сих пор ни разу не проводила ребрендинг.

Визуально похожее решение еще в конце 2013 года разработало небольшое тольяттинское дизайн-бюро Be!five в своем блоге Pit Palmer.

Этот проект - один из множества концептов, которые дизайнеры сами присылают в "Трансаэро", заявили "Известиям" в пресс-службе компании. От дальнейших комментариев представитель перевозчика отказался.
Владелец Be!five и автор этой концепции Петр Щербанос заявил "Известиям", что в 2013-м он отправлял компании свой проект, но так и не получил ответа. Принятая "Трансаэро" концепция похожа на вариант Щербаноса, и он будет ждать официального объявления "Трансаэро" о ребрендинге, а затем искать, как разрешить вопрос.

Правда, шрифтом и гаммой вариант Be!five напоминает American Airlines....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка