О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

КРЭТ разрабатывает оборудование для дирижаблей нового поколения

Один из первых советских дирижаблей "СССР В-1" впервые поднялся в воздух 9 апреля 1931 года

Один из первых советских дирижаблей "СССР В-1" впервые поднялся в воздух 9 апреля 1931 года. Он пролетал над Красной площадью, доставлял почту из Ленинграда в Москву, участвовал в Великой Отечественной войне, им управлял первый женский экипаж. Открыв новые возможности в воздухоплавании, но быстро вытесненные из неба самолетами, дирижабли возвращаются спустя полвека. Бортовое оборудование для современных российских дирижаблей создается на предприятии КРЭТ.

Первые полеты

В 1901 году французский воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон после нескольких попыток облетел со скоростью чуть более 20 км/час Эйфелеву башню на своем аппарате "Сантос-Дюмон номер 6". Тогда это посчитали чудачеством, однако позднее дирижабль в течение нескольких десятилетий стал одним из самых передовых транспортных средств.

Кстати, первый технически обоснованный проект большого грузового дирижабля был предложен еще в 80-х годах XIX века русским ученым Константином Циолковским. Но к изготовлению дирижаблей в России приступили только в 1908 году. В начале Первой мировой войны дирижабли уже были грозной силой. Россия на тот момент была в числе наиболее мощных воздухоплавательных держав: "воздухоплавательный парк" в Петербурге насчитывал более чем два десятка аппаратов.

После окончания Первой мировой войны технологии дирижаблестроения достигли значительного прогресса. Уже в 1919 году британский дирижабль пересек Атлантику, став, таким образом, первым аппаратом, преодолевшим океан по воздуху. Всего через десятилетие технология продвинулась до весьма высокого уровня - дирижабль "Граф Цеппелин" начал первые трансатлантические рейсы.

В то время путешествие в дирижабле по комфортабельности значительно превосходило не только тогдашние, но и современные самолеты. В дирижаблях размещались около 50 пассажирских кают со спальными местами, а также прогулочные палубы с окнами вдоль стен, имелся ресторан с кухней и салон. На немецком дирижабле "Гинденбург" был даже рояль. Вес всего оборудования, конечно, пытались уменьшить, поэтому все, что возможно, было сделано из алюминия. Кстати, из него же был изготовлен и рояль на "Гинденбурге".

Воздухоплавание в Советской России начало свое возрождение в 1920 году. Сначала в СССР вели работы и опыты по восстановлению старых российских дирижаблей, а затем занялись и конструированием собственных моделей.

Первый советский дирижабль был построен в 1923 году. Позднее была создана специальная организация "Дирижаблестрой". А уже спустя десятилетие крупнейший советский дирижабль В-6 "Осоавиахим" установил мировой рекорд продолжительности полета - 130 часов 27 минут. На этом дирижабле могли поместиться 20 человек, а его грузоподъемность составляла 8500 кг.

История одного дирижабля

9 апреля 1931 года впервые поднялся в воздух один из первых советских дирижаблей - "СССР В-1". Впервые в Советском Союзе на "В-1" доставили почту из Ленинграда в Москву. А уже 7 ноября 1932 года он пролетел над Красной площадью, участвуя в воздушном параде.

Уже через год "СССР В-1" принимал участие в морских маневрах на Балтийском и Черном морях. Он совершал посадку на воду, сопровождал суда, с него проводили аэрофотосъемки и разведку рыбных косяков. А 7 апреля 1937 года "СССР В-1" впервые управлял женский экипаж во главе с Верой Деминой, женой помощника командира дирижабля. Чуть позже в своем письме к подругам она назовет "В-1" "милым огурчиком". Женский экипаж провел множество специальных испытательных и агитационных полетов.

С развитием авиации самолеты стали вытеснять дирижабли из неба. На основании решения советского правительства о консервации дирижаблестроения "В-1" разобрали в марте 1940 года. Но "огурчику" еще было суждено послужить: в апреле 1942 года его восстановили. В эти сложные военные годы дирижабль использовался для перевозки грузов и водорода. Всего за годы Великой Отечественной войны советские дирижабли выполнили более 1500 полетов и перевезли в общей сложности около 320 тонн различных грузов.

А в первые годы после войны "В-1" искал затонувшие корабли и мины на Черном море и доставлял почту морякам. В 1950-х годах прошлого столетия он стал одним из последних дирижаблей в нашей стране. До появления дирижаблей следующего поколения должно было пройти полвека: первые сертифицированные дирижабли появились в современной России в 1999 году.

Возвращение воздушных гигантов

Сегодня главным заказчиком дирижаблей является Минобороны. Некоторые модели приняты на вооружение, их цель - патрулирование, технический мониторинг, аэрофотосъемка, геофизические и другие исследования. В наши дни дирижабли также используются в сфере рекламы и туризма.

Один из крупнейших российских дирижаблей нового поколения - Au-30 "Аргус" - отвечает всем самым современным стандартам дирижаблестроения. В 2008 году этот дирижабль установил мировой рекорд дальности перелетов для мягких дирижаблей, пролетев 626 км.

Оболочка Au-30 выполнена из композитного материала, он очень экономичен с точки зрения расхода дорогого гелия. Комплекс бортового управления для "Аргуса" разработан в Конструкторском бюро промышленной автоматики (КБПА), входящем в КРЭТ.

Комплекс включает цифровую электро-дистанционную систему управления дирижаблем СДУ-30, цифровой автопилот АПД-30 и комплекс бортового пилотажно-навигационного оборудования КБПНО-30. Благодаря этому оборудованию, дирижабль может выполнять вертикальный взлет, а также совершать длительные перелеты в любое время дня и ночи.

Au-30 возможно использовать для патрулирования местности, проведения технического мониторинга, спасательных операций, фото- и видеосъемки. По словам специалистов, для этих целей дирижабль подходит намного лучше вертолета. Такие работы сейчас зачастую проводятся с использованием вертолета Ми-8, по сравнению с которым Au-30 сжигает в 20 раз меньше топлива.

Таким образом, проигрывая крылатой авиации в скорости, дирижабли имеют ряд преимуществ. И это не только экономичность в эксплуатации, но и, например, очень важная для нашего времени экологичность. Еще один плюс дирижаблей - их практически неограниченная грузоподъемность.

Как известно, создание сверхгрузоподъемных самолетов и вертолетов - очень сложный процесс и имеет ограничения по конструкции и материалам. Для дирижаблей же таких ограничений нет, и воздушный корабль с полезной нагрузкой 1000 тонн вполне может стать реальностью. Список достоинств "воздушных гигантов" могут пополнить возможность находиться в воздухе длительное время, отсутствие необходимости в аэродромах с длинными взлетно-посадочными полосами и безопасность полетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ростехнологии». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка