О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Без наших приборов не взмыть в небеса

После почти 20-летнего перерыва в ОАО "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина" возобновилось производство одного из приборов системы индивидуального жизнеобеспечения летчика - индикатора кислорода

После почти 20-летнего перерыва в ОАО "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина" возобновилось производство одного из приборов системы индивидуального жизнеобеспечения летчика - индикатора кислорода (ИК).
История производства ИК начинается в 60-х годах, когда группа заводчан выехала в Ленинград для знакомства с изделием, которое передавалось недавно созданному арзамасскому предприятию.

- Тогда для производства ИК создали специальные условия, чтобы защитить рабочего от вредного воздействия (светомасса, которая наносилась на прибор, была радиоактивной), - рассказывает ведущий специалист музея ОАО "АПЗ" Галина Буянова. - Были организованы специальные участки, обшитые свинцовыми листами, для рабочих изготовлены столы, закрытые стеклянными боксами. Через некоторое время конструкторы заменили вредную светомассу на нейтральную.

Пик выпуска ИК приходится на 70-80 годы. Это время хорошо помнит контролер бюро техконтроля гражданской продукции Людмила Калинина - опытный, знающий тонкости технологии и конструкции специалист.

- Я ровно 20 лет - с 1973 по 1993 годы - отработала контролером в механосборочном цехе №48, созданном специально для изготовления ИК, - говорит Людмила Михайловна. - Выпускали по 500-700 приборов разных модификаций в месяц. Для сдачи заказчику изделий в срок работали порой сутками. За все время выпуска не было ни одной рекламации по вине исполнителя.

В 1993 году выпуск прибора был прекращен. Отголоски работы звучали в 2000-х, когда АПЗ занимался поставкой ремонтного комплекта запасных частей.

Второе рождение индикатора кислорода началось несколько лет назад. Импульсом послужило принятие государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" и поддержание технического состояния ранее выпущенных самолетов дальней авиации, когда стали проводиться работы по продлению сроков их службы, ремонту и одновременной модернизации.

Поступивший в ОАО "АПЗ" заказ на ИК сначала на экспорт, а потом для переоснащения отечественных самолетов типа ИЛ-76 был возложен на КБ-5 под руководством Валерия Полушкина. Необходимо было восстановить и откорректировать конструкторскую документацию, решить технические вопросы, связанные с изготовлением и испытаниями. Все эти вопросы сегодня успешно решает инженер-конструктор по сопровождению конструкторской документации по ИК Наталья Антонова.

- В первое время мы столкнулись и с трудностями, - рассказывает Валерий Полушкин. - Предприятие, которое ранее поставляло нам мембрану, соответствующую требованиям КД (мембрана изготавливается из БрОФ - особого металла - сплава бронзы с оловом), перестало функционировать. Мы вынуждены были искать другого поставщика. Кроме того, на заслуженный отдых ушли специалисты по изготовлению самого сложного элемента ИК - пружины Бурдона. Поэтому сегодня из-за небольшого объема нам экономически выгоднее закупать этот элемент.

К работе также привлекли Людмилу Калинину, которая начала обучение сборщиков. Сегодня ИК собирают слесари-сборщики цеха №42 Евгений Лапин и Александр Ларионов. Решать сложные вопросы помогает и инженер-технолог службы гл. технолога Галина Маслова, которая долгое время вела это изделие.

На сегодня уже два тяжелых военно-транспортных самолета ИЛ-76 МД 90А укомплектованы индикаторами кислорода производства Арзамасского приборостроительного завода. На очереди - очередной самолет.

Сейчас на предприятие стали поступать заказы на выпуск и поставку еще одного авиационного прибора, с которого в конце 60-х и началась "авиационная биография" приборостроительного. Это ОРК - объединенный разъем коммуникаций, служащий связующим звеном между креслом летчика и бортовыми приборами в самолете. Выполнять поставленную задачу также предстоит новому поколению заводчан. При поддержке опытных коллег они, безусловно, с ней справятся.

Индикатор кислорода входит в кислородное оборудование самолетов по жизнеобеспечению пилота и является сигнализатором дыхания пилота при использовании костюма со шлемофоном (маской), а также позволяет контролировать наличие запаса кислорода в баллоне. В одном самолете устанавливается 8 индикаторов кислорода....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Арзамасский приборостроительный завод"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка