О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обнаружено место гибели легендарного советского летчика Валериана Столярова

Летчик Валериан Столяров, к моменту гибели награжденный тремя орденами, погиб в марте 1943 года при выполнении разведзадания в Новгородской области

Летчик Валериан Столяров, к моменту гибели награжденный тремя орденами, погиб в марте 1943 года при выполнении разведзадания в Новгородской области.

Поисковый отряд "Находка" в рамках обследования мест падения самолетов времен Великой Отечественной войны в окрестностях поселка Кневицы Демянского района Новгородской области обнаружил место гибели легендарного советского летчика Валериана Столярова, который погиб 14 марта 1943 года, выполняя боевое задание. Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказал официальный представитель поисковой экспедиции "Долина" по работе со средствами массовой информации Игорь Свинцов.

Он отметил, что на данный момент уже обследованы места падения 12 боевых машин, восемь из которых были ранее найдены местным поисковым отрядом "Красная гвоздика". На вновь найденных местах падения четырех боевых самолетов продолжается проверка: в местах гибели двух самолетов уже обнаружены фрагменты останков экипажей.

Одним из самолетов оказался бомбардировщик Ту-2. Он был сильно разбит, горел. Глубоких воронок на месте падения нет, самолет ударился в небольшой холм на берегу лесной речки. Почти сразу поисковики обнаружили фрагменты останков экипажа. На обломке одного из двух двигателей был прочитан его номер - 6511257. Благодаря архивной работе, проведенной исследователями Ильей Прокофьевым и Борисом Давыдовым, было установлено, что Ту-2 №100707 с моторами 6511257 и 6511334 был сбит истребительной авиацией противника 14 марта 1943 года. Экипаж: гвардии майор, заместитель командира полка Столяров Валериан Федорович, штурман - Хабеев Алим Султанович, воздушный стрелок-радист гвардии сержант - Башук Марк Моисеевич, воздушный стрелок-радист гвардии старшина - Бочков Николай Иванович.

Экипаж воевал в составе 47-го (ранее - 2-го) гвардейского авиационного полка дальней разведки Главного Командования Красной Армии. Новый номер и звание "гвардейский" полку было присвоено 8 февраля 1943 года, а 17 февраля 1943 года на аэродроме Монино в торжественной обстановке представитель Ставки ВГК генерал-майорМашнин и начальник Разведуправления ВВС КА генерал Грендаль вручили командиру полка подполковнику Тюрину гвардейское знамя.

Подробная история полка доступна в открытых источниках. Ей посвящены мемуарные и публицистические труды. Вот как в одном их них описывается гибель экипажа дальнего разведчика: "Когда Столяров прилетел к нам на Северо-Западный фронт, шли упорные бои по ликвидации Демьянского мешка. Воздушные разведчики получили приказ ежедневно фотографировать оборонительные рубежи окруженных фашистов. Для перехвата русских разведчиков гитлеровское командование бросило в район боев новые истребители "Фокке-Вульф-190". "Пешки" уступали "фоккерам" в скорости, и мы несли большие потери. Столярову, как одному из первых летчиков, освоивших скоростной Ту-2, предстояло сфотографировать передний край обороны противника под Старой Руссой. Район прикрывался плотным огнем зениток и истребителей, базировавшихся на двух соседних аэродромах".

"Мастер воздушной разведки сумел появиться неожиданно над целью. Столяров передал радиограмму: "Задание выполнил. Машина в порядке". На аэродроме Выползово поджидали возвращения майора. По времени полета нам казалось, что ему ничто не угрожает, так как самолет должен был лететь уже над своей территорией. Но разведчик не вернулся. Спустя два дня в гарнизон доставили штурмана Хабеева, который вылетел вместе со Столяровым. Он рассказал, что произошло. На разведчиков напала шестерка новых фашистских истребителей. Завязался неравный бой. Фашистам удалось поджечь Ту-2. Столяров приказал экипажу покинуть горящую машину, а сам попытался сбить пламя и приземлиться. Бой произошел над линией фронта. Летчик успел перетянуть горящий самолет на свою территорию. Хабеев выпрыгнул, его подобрали наши саперы, а вот Столяров и два стрелка-радиста погибли вместе с самолетом. Так трагически оборвалась жизнь замечательного летчика и человека".

Столяров пришел в авиацию в 1930 году, став курсантом 7-й школы летчиков в Сталинграде, затем окончил 1-ю военную школу пилотов в Севастополе. С 1934 году проходил службу в должностях командира звена, летчика-инструктора, помощника командира эскадрильи. В 1939 году принимал участие в походе в Западной Украине и Западной Белоруссии. В советско-финскую войну, будучи инструктором по технике пилотирования 48-го скоростного бомбардировочного авиаполка, Столяров выполнил 45 боевых вылетов и был награжден орденом Боевого Красного Знамени. После окончания финской войны был назначен на должность инструктора по технике пилотирования 17-й авиадивизии Киевского военного округа. В начале Великой Отечественной войны Столяров командовал вновь сформированным скоростным бомбардировочным авиаполком, лично выполнив 19 боевых вылетов. 14 января 1942 года получил назначении на должность сначала инструктора по технике пилотирования, а потом заместителя командира 2-го АПДР ГК КА. В 1941 году был награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени, а в 1942-м - орденом Ленина. 20 июля 1943 года за мужество, отвагу и героизм при выполнении боевых заданий гвардии майор Столяров был награжден орденом Отечественной войны I степени (посмертно) и был пожизненно занесен в книгу героев части.

Поисковики установили, что в составе ВВС РФ действует 47-й гвардейский Борисовский Померанский дважды Краснознаменный Ордена Суворова III степени разведывательный авиационный полк. В конце 2014 года президент России и Верховный главнокомандующий Владимир Путин подписал указ о восстановлении воинской части Военно-воздушных сил Российской Федерации в поселке Шаталово Починковского района Смоленской области. Поисковики "Долины" уже связались с офицерами полка и известили их о своей находке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка