О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Борт с ярославским "Локомотивом" разбился из-за притормаживания

Летчик-испытатель ОКБ имени Яковлева Василий Севостьянов сообщил ярославскому суду, что самолет с хоккеистами не смог нормально взлететь из-за постороннего тормозного момента

Летчик-испытатель ОКБ имени Яковлева Василий Севостьянов сообщил ярославскому суду, что самолет с хоккеистами не смог нормально взлететь из-за постороннего тормозного момента.

Василий Севостьянов вскоре после катастрофы участвовал в летном эксперименте, целью которого было доказать или опровергнуть версию о мешавшем взлету притормаживании. С его слов, первый экспериментальный взлет был выполнен с соблюдением всех параметров, при которых производился взлет Як-42 в "Туношне". Но без тормозящего эффекта. Самолет взлетел без проблем.

Дальнейшие взлеты производились уже с нажатием на тормозные педали. По расчетам, давление в тормозах разбившегося Як-42 должно было равняться примерно 30-40 килограммам, что соответствует 30-40 миллиметрам хода тормозных педалей.

- В процессе разбега необходимо было воссоздать именно те тормозные усилия на педалях, которые были при взлете в Ярославле, - пояснил летчик-испытатель. - В результате было определено: как при большем тормозном моменте, так и при меньшем самолет не взлетает.

В рамках эксперимента было произведено около десятка попыток взлета. Для большей точности во время так называемого крайнего взлета пилоты притормаживали не ногами, а аварийным тормозом. По словам Василия Севостьянова, "это было сделано для выдерживания именно тех параметров, которые были необходимы для подтверждения требуемых динамических характеристик". Как пояснил специалист, тех же параметров можно было добиться, тормозя ногами, но для этого потребовалось бы значительно большее количество взлетов.

- Мы попытались максимально точно воссоздать динамические характеристики взлетавшего Як-42, но нашей целью не было абсолютное их копирование, - объяснил свидетель. - Эксперимент должен был подтвердить, что именно тормозной момент помешал выполнению взлета.

Со слов летчика Севостьянова, во время эксперимента, понимая, что самолет притормаживает, он брал штурвал на себя и непроизвольно тормозил еще больше. При этом никакого особого неудобства, о котором говорили в суде другие свидетели (по мнению заслуженного пилота РФ Евгения Лобачева, "притормаживать на взлете - это все равно что в машине ноги положить на руль"), не испытывал.

- Когда ноги стоят на тормозных гашетках и пилот начинает дополнительно создавать усилия на штурвале, не контролируя педали, увеличивается тормозной момент. Если бы создавался дискомфорт на ступнях, тогда бы человек не увеличивал тормозной момент, а, наоборот, уменьшал, - уверен специалист.

По его словам, если управлять самолетом так, как это делали участники эксперимента, то самолет не взлетает, а если пытаться взлететь - произойдет то, что случилось возле "Туношны".

- Люди не знаю, в каком состоянии находились, чтобы сделать такое… - резюмировал летчик Севостьянов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка