О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Создатель облика самолета

К 100-летию со дня рождения авиаконструктора Дмитрия Владимировича Лещинера

Дмитрий Владимирович Лещинер принадлежал к выдающейся плеяде авиационных конструкторов ОКБ Ильюшина. В нем удачно сочетались работоспособность, широкая эрудиция и личная скромность. Важной вехой в его жизни стала встреча с Сергеем Владимировичем Ильюшиным, который стал для него учителем и наставником.

Родился Дмитрий Лещинер 17 апреля 1915 года в городке Боярка Киевской области в семье служащего. В 1918 году, спасаясь от гражданской войны, семья переезжает в Богуслав, потом в Киев, затем в Фастов, а в 1936 году останавливается в Москве.

Семья была небогатой и в 16 лет Дмитрий поступает на работу чертежником, в Академию им. Жуковского. Как вспоминал позднее Дмитрий Владимирович, перед поступлением он в течение года усиленно занимался самообразованием и черчением. Эта характерная черта - тяга к знаниям - останется у него на всю жизнь.

В 1934 году Лещинера направляют в Таганрог, в Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) при авиационном заводе № 31. А через год в результате проводившихся в авиационной промышленности организационных мероприятий он возвращается в Москву, в одну из конструкторских групп ЦАГИ.

13 января 1933 года на основании приказа № 411 Заместителя наркома тяжелой промышленности СССР, начальника Главного управления авиационной промышленности П.И. Баранова на заводе № 39 им. В.Р. Менжинского было образовано Центральное конструкторское бюро опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий для организации замкнутого цикла проектирования и производства самолетов (ЦКБ). Начальником Центрального КБ был назначен Сергей Владимирович Ильюшин.

В новую организацию из ЦАГИ передавались значительные группы конструкторов, инженеров, чертежников. В одну из них попадает и Дмитрий Лещинер. Совсем молодой, но способный, уже имеющий опыт работы и стремившийся к самообразованию, конструктор привлек внимание Сергея Владимировича Ильюшина.

Позднее Дмитрий Владимирович вспоминал: "Я пришел к нему (Ильюшину) в 1935 году восемнадцатилетним мальчишкой, без документов. Поговорили, и он сказал: "Ладно, не обращаю внимания на документы". Оформили приказ, и я начал работать у него. А документы мои пришли только в марте 1936-го".

Основным направлением деятельности Д.В. Лещинера становится разработка компоновочных чертежей, проведение центровочных расчетов. Он принимает активное участие в создании различных модификаций дальнего бомбардировщика ДБ-3 и бронированного штурмовика Ил-2.

В годы Великой Отечественной войны круг обязанностей Д.В. Лещинера расширяется. Сергей Владимирович Ильюшин, до предела загруженный работой по выпуску самолетов Ил-2 и Ил-4, поручает ему не только решение вопросов появляющихся при создании общего вида и компоновки новых машин, при поиске рациональных способов бронирования и размещения оборудования, но и организационную увязку работ в подразделениях ОКБ - аэродинамических, весовых и центровочных расчетов.

Обладая отличной памятью, организаторскими качествами и ответственностью, Д.В. Лещинер успешно справляется с порученными заданиями.

В послевоенные годы, работая под непосредственным руководством С.В. Ильюшина, он выполняет обширные работы по проектированию военных и гражданских самолетов. В этих работах особенно полно проявился талант Лешинера как конструктора и организатора.

В 1951 году С.В. Ильюшин аттестует Д.В. Лещинера на должность ведущего конструктора: "За время работы в ОКБ показал себя только с положительной стороны. Способный и инициативный, конструктор с хорошей теоретической подготовкой и большим практическим опытом работы. К работе относится добросовестно… Занимаемой должности вполне соответствует".

Работа над межконтинентальным самолетом Ил-62 стала очередной судьбоносной вехой на пути авиаконструктора. Лещинер принимает самое активное участие в его создании. Он занимается компоновочными схемами самолета, выбором оптимального состава оборудования и его размещения, принимает участие в разработке аэродинамической и весовой компоновки. В период летных испытаний им проведена большая работа по доводке самолета и его систем. Все это обеспечило высокую экономичность и надежность воздушного судна.

За творческую деятельность по созданию Ил-62 Д.В. Лещинер, наряду с группой работников ОКБ, удостаивается звания лауреата Ленинской премии. Это был последний самолет, созданный в ОКБ под руководством Сергея Владимировича Ильюшина.

На всю жизнь сохранил Д.В. Лещинер о своем учителе и наставнике самые теплые воспоминания. "Я могу сказать, что если я стал человеком, то только благодаря Сергею Владимировичу Ильюшину… он имел такой подход к людям, что мы были не просто работники, а семья. И коллектив считал его отцом. Есть родители, которые любят своих детей, но, кроме любви, мало чего дают. А он и любил, и воспитывал", - через многие годы рассказывал он писателю Феликсу Чуеву, написавшему биографическую книгу об Ильюшине.

Тяга к самообразованию тоже сохранилась на всю жизнь. И уже новый Генеральный конструктор самолетов марки "Ил" Генрих Васильевич Новожилов, вспоминая о Лещинере, тоже отмечает именно это важное качество: "Обладая исключительным трудолюбием, самостоятельно изучая технические и инженерные дисциплины, неустанно работая над собой, он приобрел большой практический опыт по проектированию компоновок самолетов и самолетных систем. Все это позволило вырасти ему в одного из ведущих специалистов ОКБ - руководителя бюро эскизного проектирования самолетов".

И еще одно - работоспособность, умение выполнить порученное задание точно в срок. Часто в ОКБ поступали новые, порой неожиданные задания от министра авиационной промышленности СССР П.В. Деменьтева. Помимо задания указывались сроки выполнения, порой очень жесткие.

"Поздно вечером я звонил Дмитрию Владимировичу и рассказывал, что мы должны подготовить, в том числе и плакаты, для выступления. Выслушав, следовал один вопрос - когда? Я называл срок и никогда не слышал о трудностях выполнения задачи. При необходимости решить технический вопрос в жесткие сроки у Дмитрия Владимировича никогда не было слова "нет", - вспоминает Генрих Васильевич Новожилов.

Весь комплекс работ по созданию эскизного проекта нового самолета, от изучения огромного объема исходных данных и соответствующей технической информации, до создания конкретных чертежей компоновок самолетных систем и самолета в целом проводился при непосредственном участии Д.В. Лещинера в сжатые сроки, на высоком техническом уровне. Выполненная работа отличалась тщательностью проработки и конструктивной простотой по исполнению.

Работая начальником бюро эскизного проектирования, он непосредственно занимался разработкой более 50-ти проектов новых самолетов, большинство из которых нашли свое практическое воплощение. На основании этих эскизных проектов были спроектированы, построены и внедрены в эксплуатацию такие известные самолеты, как Ил-12, Ил-14, Ил-28, Ил-40, Ил-62, Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300 и спецварианты на их базе.

Настоящий конструктор обязан обладать множеством качеств. Он должен уметь отыскать простейшие технические решения, организовать сотрудников для наилучшего выполнения работы, твердо, терпеливо и настойчиво преодолевать возникающие на пути препятствия. Сочетанием этих качеств в полной мере обладал Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, орденоносец Дмитрий Владимирович Лещинер.

"Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" (ОАО "Ил") входит в состав ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация". Выполняет полный комплекс работ, связанных с разработкой, модернизацией, испытаниями, подготовкой и сопровождением производства образцов авиационной техники, поддержанием летной годности ранее произведенных воздушных судов марки "Ил".

"Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАО "ОАК") создана Указом Президента РФ 20 февраля 2006 г. Уставный капитал Корпорации составляет 188,9 млрд. рублей. В собственности Российской Федерации находятся 84,33 % акция. Президент ОАО "ОАК" - Слюсарь Юрий Борисович.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Ил"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка