О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пассажиропоток российских авикомпаний упал за счет международных перевозок

Пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам первого квартала 2015 года уменьшился на 2,3% в основном за счет международных перевозок. Три из пяти главных российских перевозчиков показали отрицательный рост

Пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам первого квартала 2015 года уменьшился на 2,3% в основном за счет международных перевозок. Три из пяти главных российских перевозчиков показали отрицательный рост.

Двое взлетели, трое сели

Пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам первого квартала 2015 года уменьшился на 2,3% по сравнению с тем же периодом 2014 года - до 17 млн человек, сообщила Росавиация. При этом падение всего рынка обеспечили международные перевозки - в этом сегменте пассажиропоток снизился на 15,6%. Внутрироссийские авиаперевозки, наоборот, выросли на 11,4%. Падение авиаперевозок в этом году на рынке происходит впервые после кризиса 2008-2009 годов. С тех пор авиарынок только рос - со средним темпом до 25%. Для сравнения, в первом квартале кризисного 2009 года российские авиакомпании перевезли всего около 7,5 млн пассажиров.

Несмотря на общее падение в отрасли, крупнейший российский авиаперевозчик - "Аэрофлот" - без учета "дочек" показал рост пассажиропотока на 9,8% - с 4,98 млн человек в январе - марте 2014 года до 5,47 млн в первом квартале 2015 года. Еще одна из крупнейших компаний, улучшившая свои показатели, - "Россия", на 75% принадлежащая тому же "Аэрофлоту" (рост на 21,9%). Две других авиакомпании из топ-5 - "Трансаэро" и "Сибирь" (бренд S7) - снизили показатели на 6% каждая. Замыкающая пятерку UTair, испытывающая серьезные финансовые проблемы, снизила пассажиропоток на 36,1%.

Представитель "Сибири" сказал РБК, что снижение пассажиропотока компании объясняется перераспределением рейсов между авиакомпаниями группы S7 - "Сибирью" и "Глобусом". В целом же по группе, по его словам, снижение пассажиропотока составило всего 0,3%. По итогам года перевозчик ожидает увеличение пассажиропотока по сравнению с 2014‑м. Действительно, по данным Росавиации, у "Глобуса" рост пассажиропотока составил 24% - это лучший показатель среди десяти крупнейших авиакомпаний.

По мнению руководителя аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, рост пассажиропотока "Глобуса" связан в том числе с тем, что "Глобус" получал новые законтрактованные ранее самолеты Boeing 737.

UTair, которая находится на грани банкротства и сейчас пытается получить госгарантии на 19,2 млрд руб. (долг компании с учетом лизинга составлял на конец года 167,8 млрд руб. при прогнозируемой выручке за 2014 год 74 млрд руб.) отказалась от нерентабельных рейсов и сократила почти на треть свой авиапарк. Идет снижение спроса, компания подстраивается под него, добавляет представитель компании. За последние полгода Utair сократила парк на 33 самолета. В частности, она вывела из парка шесть Boeing 737-800, 12 Airbus-321 и 15 Bombardier CRJ 200.

Рост пассажиропотока "России" представитель авиакомпании объясняет перераспределением пассажиров от уходящих с рынка иностранных авиаперевозчиков. В прошлом году из‑за кризиса несколько авиакомпаний, например израильская El-Al, закрыли рейсы из Петербурга, где базируется "Россия". В "Трансаэро" непосредственно снижение пассажиропотока комментировать не стали, но отметили, что основные тренды нынешнего года - "увеличение доли внутренних рейсов в общем балансе перевозок, а также сокращение протяженности рейсов".

"Прироста на внутренних линиях, которых добилась "Трансаэро", не хватило, чтобы компенсировать падение на международных линиях, - считает Олег Пантелеев. - Но расписание, которое компания сверстала на весну-лето, говорит о том, что она делает серьезную ставку на внутренний туризм".

"Аэрофлот" растет внутрь

Рост пассажиропотока по всей группе "Аэрофлот" оказался значительно больше, чем отдельно по компании. Он составил в первом квартале 15,2%, отчитался "Аэрофлот". В его основе лежит увеличение количества пассажиров на внутренних линиях - на 32,4%. Такие данные опубликованы сегодня на официальном сайте перевозчика. На международных авиалиниях количество перевезенных пассажиров группы "Аэрофлот" в первом квартале, напротив, снизилось на 0,9%.

Представитель "Аэрофлота" также отмечает перераспределение пассажиров внутри группы. Снижение перевозок на международных направлениях зафиксировано в целом у группы, но у самого "Аэрофлота" эти показатели увеличились за первый квартал 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года на 7,2%.

Очевидно, что снижение перевозок группы на международных направлениях идет за счет дочерних авиакомпаний, объясняет представитель крупнейшего российского перевозчика. Например, авиакомпания "Оренбургские авиалинии" была переориентирована с чартерных на регулярные перевозки, объясняет он. Рост международных перевозок самого "Аэрофлота" он объясняет "уменьшением конкуренции в результате сокращения частот полетов рядом иностранных авиаперевозчиков в пункты России, а также увеличение транзитного пассажиропотока авиакомпании "Аэрофлот" через аэропорт Шереметьево".

На рынке не ждут обвала

Статистика Росавиации не позволяет говорить, что падение рынка растет прогрессирующими темпами. В январе рынок упал на 1,3%, в феврале - на 4,1%, в марте - 3,9%. По мнению Олега Пантелеева, в следующие месяцы на рынке можно ожидать небольшого увеличения спроса на международные перевозки за счет стабилизации рубля, считает Пантелеев. Популярностью будут пользоваться недорогие направление - Турция, Греция, страны Южной Европы, считает эксперт, но по итогам года в целом все равно можно будет говорить о падении перевозок за рубеж. В "Трансаэро" подтверждают, что в апреле у компании наметился рост пассажиропотока по сравнению с апрелем прошлого года.

Пантелеев добавляет, что в целом по 2015 году можно ожидать рекордного роста внутренних перевозок, полагает Пантелеев - те, кто не поедет на отдых за границу, отправятся на российские курорты. По мнению аналитика, эта тенденция проявится уже по итогам сезона к концу лета, считает он....
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка