О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кто контролирует крымское небо?

Крымские диспетчеры мечтают вернуть свою зону ответственности

Работа авиадиспетчера сравнима разве что с работой хирурга: здесь требуются такая же предельная точность, колоссальная сосредоточенность и внимание к малейшим деталям. И ответственность на диспетчерах огромная. Малейшая ошибка может привести к катастрофе. Правда, и отбор жесткий - человек со слабым здоровьем или неуравновешенной психикой сюда не попадет.

Напряженка возрастет

Параллели с хирургией в Центре управления воздушным движением, который находится в селе Укромном Симферопольского района, возникают даже до того, как увидишь работу диспетчеров. Еще на входе просят надеть бахилы - сотрудники ходят в сменной обуви. Здесь чисто и уютно.

- Даже не представляю, как люди сидят в банках и перебирают изо дня в день бумажки. Другое дело у нас - небо, самолеты... Романтика! - руководитель полетов Сергей Уткин смеется, при этом не забывая следить за тем, как проходит работа на участке его ответственности - аэродромной диспетчерской вышке.

Семиэтажная башня расположена отдельно от основного здания, здесь одновременно трудятся шесть человек. Диспетчеры в вышке отвечают за посадку и высадку самолетов непосредственно в аэропорту Симферополь, поэтому здесь отличный панорамный вид на 360 градусов. Но диспетчерам некогда любоваться заснеженной вершиной Чатырдага на горизонте. При Украине зимой было 10-15 прилетов-вылетов в день, теперь их около семидесяти.

- Раньше Киев не хотел, чтобы самолеты из России прилетали в Крым, так что почти все они шли через Борисполь. Зато теперь у нас серьезная нагрузка, - объясняет руководитель полетов. - Летом так вообще нам "СССР" обещают!

Действительно, если в прошлом году, в летнее время, количество взлетно-посадочных операций достигало 165, то в этом году их планируют увеличить до 220!

При этом нужно понимать, что диспетчер никогда не знает, что его ожидает на смене. В центре рассказывают, что были случаи, когда на борту оказывались больные пассажиры, тогда самолет в экстренном порядке приходилось сажать; происходили и отказы техники.

Подобные непредвиденные ситуации прорабатываются на специальном тренажере, чтобы в случае их возникновения диспетчеры действовали как автоматы. Интересно, что вместе с ними на тренажере занимаются опытные пилоты.

Виктор Моисеенко, временно исполняющий обязанности начальника районного диспетчерского центра:

"Это специально для того, чтобы был не фальшивый подыгрыш, а реальная ситуация. У опытного пилота тоже есть эмоции, которые диспетчер, сидящий за пультом, обязан понимать и воспринимать".

В обход республики

В районном диспетчерском центре одновременно находится гораздо больше специалистов, чем в вышке. Сейчас здесь за пультами сидят семнадцать диспетчеров, которые следят за воздушным движением над Крымом. В общей сложности под контролем центра находится около 140 тысяч квадратных километров (раньше это число достигало 340 тысяч).

В отличие от вышки, здесь у диспетчеров работы как раз уменьшилось - интенсивность полетов над полуостровом за последний год значительно снизилась. Ведь, помимо местных рейсов, раньше были и транзитные - из Азии в Европу, теперь же эти самолеты летают в обход республики. К тому же раньше воздушное пространство над нейтральными водами в Черном море было закреплено за Крымом, теперь же это закрытая территория для полетов.

Игорь Моисеенко, генеральный директор Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ:

"Мы ведем переговоры с Международной организацией гражданской авиации. Недавно присутствовали на конференции по этому поводу в Канаде. Часто проводим совместные совещания с представителями авиационных властей Украины. Мы прекрасно понимаем, что должно пройти время для того, чтобы вопросы решались".

К слову, после референдума почти треть сотрудников по разным причинам уехали на Украину.

Виктор Моисеенко:

"К счастью, у нас уже был задел - подготовленные выпускники. По договоренности с госкорпорацией они прошли стажировку на аэродромно-диспетчерской вышке и здесь. Так что у нас теперь много молодежи".

К диспетчерам предъявляются очень высокие требования. В первую очередь к состоянию здоровья; кроме того, необходим очень хороший уровень знания английского. Если брать систему владения языком Международной организации гражданской авиации от одного до шести, где шестой уровень - это носитель языка, то в симферопольском центре работают диспетчеры с четвертым и пятым уровнем. Такая подготовка была особенно важна до прошлого года, когда 95 процентов авиакомпаний были иностранными, так что диспетчерам постоянно приходилось разговаривать с пилотами на английском языке.

В режиме безопасности

После того как год назад Центр управления воздушным движением стал филиалом Госкорпорации по ОВД, диспетчерские были практически полностью переоснащены: появился комплекс средств автоматизации российского производства в соответствии с требованиями сертификации. Кстати, раньше здесь тоже не использовали зарубежные технологии.

Виктор Моисеенко:

"Когда мы работали при Украине, у нас практически не применялись импортные технологии. Да и сейчас не применяются. Раньше все базировалось на украинском производстве, сейчас - на российском".

При этом Виктор Моисеенко подчеркнул, что все программы защищены, так что работа центра никоим образом не может быть сорвана извне.

На первом этаже центра выставлены стенды с красочными картинками и планом реконструкции филиала, рассчитанным на 2015-2020 годы. Так, в текущем году здесь должен появиться комплекс средств автоматизации планирования использования воздушного пространства, в 2017 году - аэродромный радиолокационный комплекс, в 2018-м - радиолокационная станция обзора летного поля, а в 2020-м - отдельная приводная радиостанция.

В целом в рамках федеральной программы на обновление филиала планируется выделить один миллиард рублей, а также еще 1,6 миллиарда из средств Госкорпорации по организации воздушного движения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Крымский ТелеграфЪ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка