О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Потеря "Владивосток Авиа" аукнулась аэропорту Владивосток

Аэропорт недобирает пассажиров и не может выбраться на безубыточность

На прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о продаже принадлежащих ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" 52,16% акций ОАО "Международный аэропорт Владивосток" (МАВ). Новые владельцы пакета уже известны - это консорциум РФПИ, "БазЭла" и сингапурской Changi. Наследство досталось непростое - на фоне новых экономических реалий аэропорт теряет пассажиров и никак не может выбраться на безубыточность, пишет деловая газета "Золотой Рог".

Как стало известно деловой газете "Золотой Рог", ОАО "МАВ" в 2014 году сократило чистый убыток по РСБУ на 1,5% по сравнению с 2013 годом - до 191,252 млн рублей. Выручка при этом возросла на 3,1% - до 1 млрд 117,467 млн рублей.

Строили - радовались…

Маршрутная сеть аэропорта в настоящее время насчитывает более 30 российских и международных направлений, полеты по которым совершают авиакомпании "Аэрофлот", "Аврора" (входит в группу "Аэрофлот", создана в 2013 году на базе авиакомпаний "Владивосток Авиа" и "Сахалинские авиатрассы"), "Трансаэро", "Сибирь" (бренд S7), Кorean Airlines, Аsiana Airlines (оба - Южная Корея), Сhina Southern (Китай), Air Koryo (КНДР) и др. Сегодня аэропорт имеет допуск на прием всех типов воздушных судов и категорию II ICAO (International Civil Aviation Organization - Международная организация гражданской авиации).

Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Владивосток (Кневичи) началось в августе 2009 года. Главным инвестором выступило ОАО "Международный аэропорт Шереметьево", соинвестором - Внешэкономбанк. Новый аэровокзал был запущен к саммиту АТЭС, проходившему во Владивостоке в сентябре 2012 года. Объем вложений оценивался в 6,3 млрд рублей. Уровень комфортности нового терминала, построенного к саммиту АТЭС-2012, соответствует стандарту "С" по классификации, принятой в ИАТА для проектирования. Технологическое оборудование аэропорта рассчитано на 3,5 млн пассажиров в год. Вместе с тем у аэропорта есть возможность увеличить технологические мощности до 5 млн пассажиров. Кроме того, приобретены дополнительные земли для строительства сопутствующей инфраструктуры. Только вот подобраться к имеющимся рубежам все не удается. Надежды на то, что саммит АТЭС даст толчок к интересу иностранцев к Приморью, пока не оправдались.

"Международный аэропорт Владивосток" в 2014 году сократил пассажиропоток на 3,3% по сравнению с показателем 2013 года - до 1,792 млн человек. В том числе на внутренних направлениях обслужено 1,294 млн пассажиров, на международных - 498 тыс. В 2012 году пассажиропоток составил 1,624 млн человек.

Расчет на "Аврору" не оправдался

Как объясняет МАВ, основной причиной снижения показателей является реорганизация базовой авиакомпании аэропорта "Владивосток Авиа" в авиакомпанию "Аврора", в результате чего в 2014 году значительно сократилось количество исторически сложившихся авиарейсов и произошла замена парка воздушных судов на лайнеры с меньшей взлетной массой.

Досье "Золотого Рога"

В 2013 году "Аэрофлот" объединил подконтрольные ему "Владивосток Авиа" и ОАО "Сахалинские авиатрассы" (САТ) в единого дальневосточного перевозчика. Акции "Владивосток Авиа" были переданы САТ, которая была переименована в ОАО "Авиакомпания "Аврора". В январе 2014 года "Аэрофлот", передал 49% акций "Авроры" в собственность Сахалинской области, оставив в своем распоряжении 51%. Основным владельцем "Владивосток Авиа" является ОАО "Авиакомпания "Аврора", входящая в группу "Аэрофлот" - 52,16% акций. ООО "Аэро-Груз" принадлежат 27,13%. Еще 12% находятся в номинальном держании в Финпромбанке. В марте 2014 года Арбитражный суд Приморского края ввел в отношении "Владивосток Авиа" процедуру наблюдения сроком на 6 месяцев по иску миноритарного акционера ООО "Аэро-Груз". 1 октября 2014 года суд ввел процедуру конкурсного производства сроком на полгода. Согласно реестру требований кредиторов, сформированному временным управляющим, кредиторская задолженность установлена в размере 8 млрд 384,019 млн рублей основного долга и 806,145 млн рублей пени и санкций.


В марте 2015 года Арбитражный суд Приморского края продлил на полгода процедуру конкурсного производства в отношении ОАО "Владивосток Авиа".

Конкурсный управляющий авиакомпании Евгений Семченко в ходе отчета о проделанной работе представил протокол комитета кредиторов с решением о продлении срока конкурсного производства на 6 месяцев. "Суд, учитывая, что мероприятия конкурсного производства не выполнены в полном объеме, счел возможным удовлетворить ходатайство управляющего на продление конкурсного производства на полгода", - отметил представитель суда. Рассмотрение отчета конкурсного управляющего назначено на 30 сентября.

В материалах дела говорится, что конкурсный управляющий в ходе заседания сообщил о завершении инвентаризации имущества и финансовых обязательств должника.

Балансовая (первоначальная) стоимость имущества и имущественных прав должника, выявленных в ходе проведения инвентаризации, составила 3,11 млрд рублей. В то же время рыночная стоимость принадлежащего должнику имущества, определенная оценщиком, составила лишь 604,41 млн рублей.

В погоне за Хабаровском

По данным Транспортной клиринговой палаты, в рейтинге российских аэропортов по объемам пассажирских перевозок по итогам 2014 года аэропорт Владивосток занял 17-ю позицию, тогда как годом ранее был на 14-ой. Снижение обусловлено высокими темпами роста аэропортов Казани и Минеральных Вод (драйвером выступила Олимпиада в Сочи, - Прим. авт.), а также вхождением в состав России Крыма, в связи с чем в топ-15 аэропортов России вошел Симферополь. Среди аэропортов ДФО Владивосток уступает только Хабаровску, причем последний только готовится к масштабной реконструкции.

Сегодня главная проблема международных аэропортов Владивостока и Хабаровска - несоответствие объема воздушного трафика затратам на развитие предприятий. Проще говоря, инвесторам очень сложно отбить вложенные в новые мощности средства при нынешнем пассажиропотоке. А увеличить его за счет открытия новых маршрутов очень сложно. И это несмотря на то, что аэропорт Владивосток первым в России получил статус "открытого неба".

Досье "Золотого Рога"

ОАО "Хабаровский аэропорт" (оператор международного аэропорта "Хабаровск" (Новый)) в 2014 году увеличило чистую прибыль по РСБУ на 6,6% по сравнению с предыдущим годом, до 457,8 млн рублей. Выручка сократилась на 2,2%, до 2,01 млрд рублей. ОАО "Хабаровский аэропорт" в 2014 году сократило пассажиропоток на 2,4% по сравнению с предыдущим годом - до 2 млн 38,307 тыс. человек. На внутренних воздушных линиях аэропорт обслужил 1 млн 690,183 тыс. человек (снижение на 0,9%). На международных воздушных линиях пассажиропоток снизился на 9,3% - до 348,124 тыс. человек. Акционерами АО являются ЗАО "Кварц-Инвест" - 79% акций, Panadero Investments Ltd. - 11%, Incheon International Airport Corporation - 10%. Управляющим партнером ОАО "Хабаровский аэропорт" является Константин Басюк.


В настоящее время аэропорт реализует инвестпроект на основе государственно-частного партнерства с выделением средств федерального бюджета на реконструкцию аэродрома в размере 9,1 млрд рублей и частных инвестиций на развитие аэровокзального комплекса - 9,2 млрд рублей. Инвестиции Хабаровского края оцениваются в 400 млн рублей.

В проект планирует войти ОАО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" (ФРДВ, находится под управлением Внешэкономбанка). Соглашение о совместной реализации проекта подписали генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков и председатель совета директоров ОАО "Хабаровский аэропорт" Константин Басюк.

По словам Чекункова, проект находится в высокой степени готовности и обязан быть реализован, невзирая на сложные экономические условия.

"ФРДВ намеревается войти в проект на условиях гарантированной возвратности средств при плановой доходности инвестиций ниже уровня, превалирующего на рынке в настоящий момент. Фонд, являясь государственным институтом развития, стремится повысить доступность финансирования для ключевых инвестиционных проектов, направленных на развитие Дальнего Востока", - сказал глава фонда.

Запланированная комплексная модернизация позволит увеличить пропускную способность аэропортового терминала более чем в 2 раза - с 2 млн до 4,7 млн пассажиров в год. Проект разработан с привлечением ведущих международных компаний - Incheon International Airport Corporation, Daewoo Engineering, Assmann Beraten+Plannen.

Ранее сообщалось о строительстве в аэропорту аэроотеля японской гостиничной сети Toyoko Inn стоимостью 1,2 млрд рублей. Предполагается, что новое предприятие станет резидентом территории опережающего развития "Хабаровск".

Без "свободного порта" никак

А пока власти Приморья рассчитывают на эффект режима "свободный порт" во Владивостоке, что, по идее, позволит многократно увеличить туристский поток в регион. В проекте создания свободного порта предполагается ввести безвизовое пребывание граждан на территории в течение 72 часов.

"Идею озвучило Минвостокразвития, но именно от нашего департамента туризма изначально исходила инициатива разрешить туристам, прибывающим в Россию через аэропорт Владивостока, безвизовые въезд и пребывание на территории в течение 72 часов. Если Владивосток превратится в транспортный хаб, мы сможем привлечь в регион огромные туристские потоки. К слову, только в радиусе трех тысяч километров от Владивостока проживает почти 1,5 млрд человек", - заявил вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев.

Он также добавил, что, по мнению экспертов, срок безвизового нахождения на территории Владивостока может быть увеличен до 10 дней....
Авторские права на данный материал принадлежат «Золотой Рог». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка