О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-160: возобновление строительства "Белых лебедей" - латание дыр?

Сергей Шойгу распорядился начать работу над восстановлением производства наиболее современных российских стратегических бомбардировщиков Ту-160

Интересная новость прозвучала 29 апреля из уст министра обороны России Сергея Шойгу - он распорядился начать работу над восстановлением производства наиболее современных российских стратегических бомбардировщиков Ту-160, прозванных в нашей стране "Белыми лебедями", а в НАТО - Blackjack. В этом свете, рассмотрим причины, которые привели к такому решению, современное состояние стратегической авиации РФ и ее перспективы.

Медведи и лебеди

Сначала обратимся к текущему состоянию российской стратегической авиации. Как мы уже отметили, наиболее современным и мощным нашим самолетом является сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160. Машина серийно выпускается с 1984 года, реальное производство остановилось в начале 90-ых, когда финансирование прекратилось, однако еще несколько самолетов были выпущены с использованием готовых элементов, оставшихся с советских времен. Последний Ту-160, которому присвоено имя "Виталий Копылов", был выпущен на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова в 2008 году. По некоторым данным, имеется еще 2 недостроенных самолета этого типа. Всего в ВВС России сейчас числится 16 "Белых лебедей", хотя было выпущено 35 самолетов. Часть машин была потеряна в авиакатастрофах, а большое количество "лебедей" было отвратительным образом уничтожено на Украине в конце 1990-х за американские деньги - благо некоторые самолеты удалось спасти, забрав их в счет долга за газ. На данный момент все Ту-160 планируется модернизировать до уровня Ту-160М, что заметно повысит их боевые возможности - теперь самолет сможет успешно применять также и неядерное высокоточное вооружение. Главной "изюминкой" должна стать замена стратегических крылатых ракет Х-55СМ (они несут ядерную боевую часть) на новые Х-101/102 (первая модификация имеет неядерную боевую часть, а вторая - ядерную). Максимальная дальность пуска увеличится с 3500 км до 5500 км, при этом достигается огромная точность - круговое вероятное отклонение ракеты равна 10 метрам. Всего самолет может нести до 12 подобных крылатых ракет.

Вторым столпом стратегической авиации РФ является бомбардировщик Ту-95, прозванный на Западе "Медведем", и производящийся с 1955 года! Ровесником нашего "старичка" является лишь американский стратегический бомбардировщик B-52, все также продолжающий службу в ВВС США. Машина хоть и стара, тем не менее, стоящая на вооружении РФ модификация Ту-95МС несет точно такие же крылатые ракеты, как и Ту-160. При дальности пуска ракеты Х-55СМ, составляющей 3500км, сверхзвуковая скорость или малозаметность, присущая более новым машинам, не так важна - весь боезапас будет уже отстрелян к тому моменту, как бомбардировщик обнаружат силы противника. Ту-95МС подвергаются такой же модернизации, как и Ту-160. К 2020 году в ВВС РФ будет 20 Ту-95МСМ, способных нести все те же новые стратегические крылатые ракеты Х-101/102 в количестве до 6 штук.

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА)

Ранее озвучивались планы начать серийный выпуск нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА в середине 2020-х годов. Машина в первую очередь должна заменить устаревшие Ту-95, а позже и Ту-160. Кроме того, ПАК ДА рассматривается заменой и дальнему бомбардировщику Ту-22М3. По предварительной информации самолет планируется выполнить по схеме "летающее крыло" (наподобие американского B-2 Spirit) и дозвуковым. Скорость будет принесена в жертву малозаметности самолета для радиолокаторов. Никакой другой достоверной информации о ПАК ДА сейчас нет.

Недофинансирование или срыв сроков?

Достаточно неожиданное предложение возобновить выпуск бомбардировщиков Ту-160 логичнее всего можно объяснить либо урезанием бюджета на разработку ПАК ДА, вследствие экономического кризиса, либо же слишком "Наполеоновскими" планами относительно него, озвученными изначально. Сочетание этих двух факторов также вполне вероятно. Факт лишь в том, что планеры Ту-95 со временем, к сожалению, не молодеют и, рано или поздно, придут в негодность. Оставаться с 16-ю Ту-160 против 66-иамериканских B-1 (на которые совсем недавно решили вернуть ядерное вооружение) и 20-истелс-бомбардировщиков B-2 Spirit - не самая лучшая перспектива. Да и в крупных локальных и региональных конфликтах иметь носитель высокоточного оружия, способный вести огонь с огромных расстояний, точно не помешает. Целевое количество выпускаемых Ту-160 должно быть таким, чтобы заменить все Ту-95МСМ - а значит не менее 20 штук. Так что, хорошо это, или плохо - мы наблюдаем латание дыр, возникших вследствие полного упадка в той части отечественного авиастроения, которое отвечает за строительство бомбардировочной авиации. Не последнюю роль в этом упадке сыграло то, что самолеты такого класса не поставляются за рубеж - а оружейный экспорт спас очень многих производителей вооружения в тяжелые годы.

Стоимость и возможности российского авиастроения

Не секрет, что с нуля машины класса Ту-160 не выпускаются с момента распада СССР. Более того, была утеряна возможность производства двигателей НК-32, необходимых для полета машины. Однако в прошлом году было объявлено, что ОАО "Кузнецов" восстанавливает производство НК-32, а к 2016 году должна будет быть выпущена первая партия двигателей. Производство данной силовой установки необходимо для поддержания имеющихся Ту-160 в летном состоянии, кроме того на ее основе будет создан двигатель для ПАК ДА. Что касается остального - будет однозначно непросто, однако вся документация на месте - ключевым моментом являются инвестиции в станки и другое оборудование, необходимое для производства. Приблизительная стоимость одного Ту-160 в 1993 году составляла $250 млн - с тех пор, конечно, "поработала" инфляция, однако с учетом применения более современных технологий производства, будем считать такую цену актуальной и по сей день. В таком случае, стоимость программы производства 20 новых Ту-160М составит минимум $5млрд, а возможно и больше.

Деньги это не маленькие - но и не слишком большие, особенно учитывая то, что производство такой партии самолетов будет достаточно сильно растянуто во времени. Так что остается ждать и наблюдать за тем, получит ли импульс производство стратегической авиации РФ. Успехи последних лет в строительстве тактической боевой авиации внушают здоровый оптимизм. Пока же все мы сможем понаблюдать за нашими "Медведями" и "Лебедями" на Параде Победы 9 мая....
Авторские права на данный материал принадлежат «Regnum». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка