Источник: информационное агентство «ПРАЙМ»
Опубликовано: 07.05.2015, 10:35

Шансы на спасение "ЮТэйр" от банкротства выросли


Шансы российской авиакомпании "ЮТэйр" избежать банкротства увеличились. В среду Альфа-банк - основной и самый активный кредитор компании - отозвал в суде Ханты-Мансийского автономного округа - Югры десять своих заявлений о взыскании долга. По последним оценкам, общий долг "ЮТэйр" перед Альфа-банком составляет 65,5 миллиона долларов и 23 миллиона рублей. В марте этого года арбитражный суд Москвы удовлетворил иски банка к авиаперевозчику о взыскании задолженности на 11,7 миллиона долларов и 22,3 миллиона рублей.

И Альфа-банк, и "ЮТэйр" отказываются от комментариев, а в суде пока не подтвердили, что речь идет об отказе от требования признать перевозчика банкротом. Слушания о введении в "ЮТэйр" процедуры наблюдения по инициативе Альфа-банка перенесены на 14 мая. Банк объяснил это тем, что авиакомпания обещала погасить долг. Сумма претензий других кредиторов оценивается всего в 5 миллионов рублей, поэтому достижение договоренности с Альфа-банком означает, что банкротство как минимум отодвигается.

"ЮТэйр" стала жертвой ослабления курса рубля и общего спада на рынке авиаперевозок. Причинами ее проблем аналитики называют уязвимость финансовой модели компании к стоимости денег и невозможность привлечь дополнительные средства. Общий долг перевозчика, по его собственной оценке, на середину декабря 2014 года составлял 167 миллиардов рублей. Он уже даже допускал технический дефолт по двум выпускам облигаций.

Кредиторов у "ЮТэйр" много, они периодически бомбардируют суды исками о взыскании долга и признании компании банкротом. По ряду исков банка суд уже принял обеспечительные меры в виде ареста активов. Так, в начале этого года были арестованы 28 вертолетов компании, антиобледенительные машины и трапы. Однако до последнего времени никаких серьезных действий в этом направлении не принималось.

Одна из причин такой лояльности государства и кредиторов в том, что "ЮТэйр" - третий по величине авиаперевозчик России. Он является одной из самых крупных инфраструктурных компаний в ХМАО и Тюменской области. Более половины из его 15,5 тысяч сотрудников трудятся в этих регионах. Исчезновение столь мощного игрока негативно скажется как на рынке труда, так и на состоянии дел в отрасли, и без того переживающей непростые времена.

Сама компания тоже не сидит на месте. Она планирует оптимизировать затраты путем вывода из парка дорогих и маломестных воздушных судов, тем самым сэкономив на лизинге, а также сократить число рейсов, убрав неприбыльные, урезать питание на борту и т.п. Не обойдется и без увольнения части персонала.

Но без получения кредита, позволяющего реструктуризировать огромные долги, все это бессмысленно. Перевозчик запросил у правительства госгарантий на 40 миллиардов рублей. Против таких сумм выступили финансовые власти, опасаясь, что компания не справится с ситуацией и объявит дефолт. Минэкономразвития в середине апреля одобрило госгарантии "ЮТэйр" на гораздо меньшую сумму - 19,2 миллиарда рублей. Остальные деньги будут предоставлены под залог имущества компании. Среди банков, потенциально готовых выдать ей синдицированный кредит, назывались Сбербанк, Банк "Россия" и уже упоминавшийся Альфа-банк. При этом эксперты отмечали, что без участия собственников ничего не получится - государственные средства могут быть потрачены впустую.

По их мнению, в случае получения перевозчиком синдицированного кредита деньги будут направлены на погашение коротких долгов, что позволит ему продержаться до улучшения ситуации в отрасли. На руку компании может сыграть рост внутренних авиаперевозок, на который надеются власти. У "ЮТэйр" традиционно сильны позиции в этом сегменте. Также выручило бы развитие вертолетного бизнеса - именно он приносит компании существенную прибыль.

В начале этого года вице-премьер РФ Аркадий Дворкович отмечал, что взаимопонимание между акционерами компании и кредиторами улучшилось и есть хорошие шансы достичь соглашения. В свою очередь, руководство "Аэрофлота" и "Сибири" (работает под брендом S7) тогда же обращалось к властям с просьбой не спасать "ЮТэйр". По их мнению, перевозчик несколько лет занимался бессистемной экспансией, не уделяя должного внимания эффективности бизнеса. Для завоевания доли рынка он использовал дешевые тарифы, что и послужило причиной финансовых проблем.

Окончательное решение по госгарантиям будет принимать правительственная комиссия под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Тогда станет понятно, разделит ли "ЮТэйр" судьбу обанкротившихся во время кризиса 2008 года Air Union и "КД-авиа", или его все-же спасут. Хотя бы на какое-то время.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 мая 2015 года | Дайджест публикаций за 7 мая 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: ЮТэйр (UTair), Дворкович Аркадий, ЮТэйр-Карго, КД авиа, Альфа, Авиакомпания "Сибирь" (в процессе тестирования)