Источник: журнал «Forbes-Украина»
Опубликовано: 07.05.2015, 12:52

СЕО "Атласджет Украина": "МАУ боится конкуренции и использует дружественные связи с Госавиаслужбой"


Овунч Хорасан - о перспективах полетов в Украине, долготерпении инвесторов и двойных стандартах авиавластей

Украина много лет усиленно работает над тем, чтобы снять все ограничения на авиаперелеты с Европой. Многие чиновники не раз говорили о выгоде, которую может получить страна, а самое главное - пассажиры. Им обещали дешевые билеты и увеличение числа маршрутов.

Вопреки тому, что сегодня по многим европейским направлениям нет преград для полетов, очередь из желающих работать на украинском рынке не стоит. Рынок сильно сжимается, но дело не столько в войне и экономическом кризисе, сколько - в боязни государства поделиться рыночным пространством со своими соседями.

Компания "Атласджет Украина", имеющая украинских резидентов и иностранные инвестиции, полтора года не может пробиться на украинский рынок. Перевозчик даже успел получить регулярные направления на международные перелеты, но тут же их потерял - решением суда по иску компании "Международные авиалинии Украины" (МАУ).

Не способствует запуску новых перелетов и деятельность Госавислужбы, которая позиционирует себя как независимый орган, однако многие решения принимает в пользу МАУ, а также не торопится определять четкие правила игры для всех участников рынка. Это стало одной из причин сворачивания деятельности другой украинской компании - "дочки" Wizzair.

Невзирая на эти преграды, инвесторы "Атласджет Украина" не оставляют надежд на успешное развитие авиабизнеса в Украине. Одним из главных критериев работы перевозчика позиционируется высокий уровень сервиса, который может стать залогом признания среди украинских пассажиров. Среди новшеств, обещанных украинскому потребителю - бесплатный трансфер из городов страны в аэропорты.

Овунч Хорасан, исполнительный директор "Атласджет Украина", в своем первом эксклюзивном интервью в Украине рассказал Forbes о том, как выживает компания в сложившихся условиях, когда она может начать полеты и каким образом предприятие планирует зарабатывать на украинском рынке.

- Расскажите, пожалуйста, немного о себе. За что вы отвечаете в авиакомпании?

- В структуре Atlasjet я работаю уже десять лет - начинал с инженера и дошел до позиции главы технического департамента. Когда запускали проект "Атласджет Украина", нужен был человек, который знает компанию изнутри. Так была одобрена моя кандидатура на позицию исполнительного директора. Сейчас мои обязанности заключаются в управлении "Атласджет Украина", включая контроль финансовых потоков и операционную часть.

Также в мою зону ответственности входит координация сотрудничества украинской и турецкой компании. Наша цель - работа по одним и тем же стандартам и внутренним правилам.

- Почему Atlasjet решился на создание отдельного подразделения в Украине, а не летает головной компанией?

- Украинская прописка имеет ряд преимуществ, например, большее количество рейсов, чем у иностранного перевозчика. У Atlasjet есть идея создать сеть из нескольких стран мира. Украина должна стать третьей страной в сети перевозчика Atlasjet - после компании в Турции и "Атласджет" в Ираке. Головная компания уже переросла из локального перевозчика в глобальный международный холдинг. Поэтому сегодня в Турции уже начата трансформация авиакомпании Atlasjet, после чего она будет называться AtlasGlobal. Украина - это часть проекта AtlasGlobal. Мы видим большие возможности для роста в вашей стране. Создавая такую сеть, компания упрощает ведение бизнеса.

- В прошлом году "Атласджет Украина" получила 15 назначений, позволяющих осуществлять регулярные международные рейсы, но потом назначения были аннулированы судом по иску компании "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Позже суд в Украине отказал вашей компании в пересмотре решения суда первой инстанции. Будет "Атласджет Украина" дальше бороться за эти авиамаршруты, или вы рассчитываете получить новые?

- Сейчас мы готовим иск в Европейский суд по правам человека. Мы считаем, что украинский суд выносил решение, которое содержит ряд разногласий. По сути, в нем есть пункты, противоречащие друг другу. Нам аннулируются назначения на основании того, что порядок №245 Минифрастуктуры не легитимный, а само министерство не имеет полномочий утверждать порядок выдачи авиамаршрутов и участвовать в комиссии, принимающей по этому вопросу решения.

При этом, в решении суда во всех инстанциях упомянутый порядок министерства беспрепятственно применяется в отношении МАУ. Мы считаем, что это прямое нарушение прав на справедливый суд, и готовы оспаривать его по международному праву. В то же время наша компания выступает за то, чтобы решать данные вопросы за столом переговоров - вне суда. Мы даже временно отказались от тех маршрутов, по которым МАУ подал иск и готовы летать по другим направлениям. Видно, что МАУ боится конкуренции, и использует дружественные связи с Госавиаслужбой.

В Турции есть похожая ситуация, где Turkish Airlines занимает большую часть рынка, как и МАУ в Украине, но при этом правила игры равнозначны для всех компаний. Это позволяет сегодня почти двум десяткам перевозчиков уживаться в одной стране. Поэтому Турция - одна из стран-лидеров по приросту авиаперевозок.

- Кто сегодня инвестирует в "Атласджет Украина"?

- Сейчас наши инвесторы - компании Atlasjet Havacılık A. Ş. и "АИС Груп Украина", а также два физлица - Сергей Подгородецкий и Мария Рожкова. 51% "Атласджет Украина" - это украинские резиденты. Основными инвесторами выступают Мурат Эрсой и Маммадзада Эльхан.

- Сколько было инвестировано в украинское предприятие? И каков объем потерь инвесторов от простоя "Атласджет Украина"?

- С момента основания "Атласджет Украина" было вложено $15 млн. Убытки инвесторов из-за простоя украинского предприятия составляют $10 млн.

- Как инвесторы реагируют на трудности с выходом компании на украинский рынок? Как долго они готовы еще ждать?

- На самом деле инвесторы не хотят ждать. Мы стараемся убедить их, что они не напрасно вложили средства. Разговоров о сворачивании деятельности компании в Украине сегодня среди собственников нет. Мы не можем предугадать их решения, но пока они продолжают вместе с нами бороться и реализуют план развития компании на 5 лет . Я думаю, что в середине лета 2015 года должен прийти результат - в противном случае, мы все будем очень огорчены.

- Но авиавласти страны в последнее время говорят о полной поддержке вашей компании и содействии получения разрешений на перелеты. И даже анонсировали начало полетов "Атласджет Украина" в мае.

- Пока что компания получила разрешения на четыре чартерных направления из Львова в Анталию, Сплит, Тиват и Бургас. В комплексе с регулярными международными маршрутами эти направления будут привлекательными, но осуществлять только чартерные перелеты компании не выгодно, поэтому в мае, скорее всего, мы не будем летать.

Мы подали свои заявки на три десятка направлений, но в Госавиаслужбе говорят, что не могут их удовлетворить, так как пока что нет четкого порядка выдачи назначений. Например, некоторое время назад, мы получили письмо от Госавиаслужбы, в котором ведомство спрашивает, готова ли компания летать из Запорожья и Херсона в Стамбул, так как Турция уже нашла со своей стороны перевозчика. Насколько нам известно, такие же письма получила МАУ и "Мотор Сич". Мы написали ответ, что готовы, только скажите, куда и в какой форме подавать заявки, но ответа так и не получили.

- Когда "Атласджет Украина" может начать полеты?

- Ответ на этот вопрос зависит от того, что разрешат нам авиавласти. Повторюсь, что основная цель компании - получение регулярных назначений, параллельно с ними мы готовы летать внутри страны и осуществлять чартерные программы. Будем анализировать те маршруты, которые нам обещают дать, и принимать решение. Начать полеты "Атласджет Украина" сможет, если будет получено несколько регулярных международных направлений, которые просила компания.

- Сколько сегодня работает человек в компании?

- Сейчас у нас работает 95 человек. У нас два офиса - в Киеве и Львове. Когда начнутся полеты, мы будем расширять штат и открывать новые офисы. Также в планах - пополнения парка новых самолетов. Если все пойдет удачно, уже в 2017 году мы получим первый из 15 новых самолетов Airbus A321, которые будут эксплуатироваться в Украине. Всего AtlasGlobal будет приобретено 30 новых бортов A320/A321.

- Какой смысл сейчас держать такой штат, если компания не летает?

- Мы держим штат, потому что рассчитываем на "зеленый свет" со стороны Госавиаслужбы в части выдачи маршрутов. Сейчас мы даем работу нашим сотрудникам за счет операций, которые совершает наша компания AtlasGlobal Турция. В частности, AtlasGlobal эксплуатирует наши два Airbus A320. Также мы предоставляем наш экипаж и технический персонал.

- В Украине существенно сузился спрос на авиаперелеты, компании либо сокращают полеты, либо уходят с рынка. На что рассчитывает "Атласджет Украина" продолжая попытки пробиться на украинский рынок?

- Сейчас, наверное, есть не много возможностей для заработка в Украине. Но мы считаем, что Украина - это очень привлекательный и перспективный рынок. У нас есть определенные наработки, которые позволят нам зарабатывать. Даже, если сейчас нам дадут возможность летать по запрашиваемым компанией маршрутам, то мы знаем, как заработать денег. Мы верим в Украину и надеемся, что скоро вопросы, из-за которых компания не летала, перестанут существовать.

- Каким образом в нынешних условиях можно зарабатывать?

- В Украине очень высокая стоимость авиатоплива. Практически у каждой компании в мире топливо занимает 50-55% в цене билета на самолет. К примеру, если лететь из Турции в Украину, то заправка обходится на 50% дешевле, чем в вашей стране. У нас есть идеи, как снизить стоимость топлива и стать более конкурентоспособными. Но пока мы бы не хотели раскрывать эту информацию.

Кроме того, можно зарабатывать за счет предоставления услуг. В Украине нет достойного сервиса, это касается не только авиации, но и других сфер обслуживания. Наша авиакомпания предпочитает предоставлять высший уровень сервиса. Когда мы начнем полноценно работать, пассажиры нашей авиакомпании это увидят и прочувствуют на себе.

- Если компания начнет полеты, на какой уровень дохода можно рассчитывать?

- Конечно, мы не можем точно говорить, каким будет рост доходности по итогам года. Но если мы выйдем на доходность в 1-1,5%, для нашей компании это уже будет определенным успехом.

- Вы упомянули о сервисе. Речь идет только о предоставлении услуг самой авиакомпании или об отдельном бизнесе?

- Atlasjet совместно с компанией Celebi планировала инвестировать в создание хэндлинговой компании в аэропорту "Борисполь". В перспективе такая компания также могла бы появиться в других аэропортах. Celebi предоставляет достаточно высокий уровень сервиса. В Турции мы являемся партнерами. В Украине появилась бы компания, которая должна понимать наших пассажиров и выполнять высокие стандарты работы, однако любые такие - а также другие - инвестиции будут зависеть от прогресса проекта "Атласджет Украина".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 7 мая 2015 года | Дайджест публикаций за 7 мая 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Forbes-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Международный аэропорт "Уфа", МОТОР СИЧ, МОТОР СИЧ, A321, A320, Turkish Airlines, Международные авиалинии Украины (в процессе тестирования)