О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОКБ Г.М. Бериева и Таганрогский авиационный завод в Великой Отечественной войне

Свою лепту в нашу общую Победу внесли таганрогские авиастроители - конструкторы, инженеры, рабочие, которые трудились в Центральном конструкторском бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) и на серийном авиационном заводе №31

Свою лепту в нашу общую Победу внесли таганрогские авиастроители - конструкторы, инженеры, рабочие, которые трудились в Центральном конструкторском бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) и на серийном авиационном заводе №31.

Деятельность руководимого Г.М. Бериевым ЦКБ МС началась с запуска в серийное производство на таганрогском заводе №31 гидросамолета МБР-2 с двигателем М-17. На серийных самолетах МБР-2 (ЦКБ МС-1) впоследствии установили более мощный двигатель М-34 и усовершенствовали оборудование кабин, улучшив условия работы экипажа. В общей сложности в Таганроге было построено 1365 гидросамолетов МБР-2 различных модификаций. С 1937 г. МБР-2 стал основным гидросамолетом советской морской авиации. Хотя к началу Великой Отечественной войны самолет устарел, это была самая массовая летающая лодка на всех флотах.

Во время войны самолет широко применялся в качестве ближнего разведчика, ночного и даже дневного бомбардировщика, противолодочного самолета. Летающие лодки использовались также для спасения экипажей сбитых самолетов, как артиллерийские корректировщики и транспортные.

МБР-2 стал единственным массовым отечественным гидросамолетом созданным в предвоенные годы. Машина получилась надежной, не доставлявшей особых хлопот летчикам, простой в эксплуатации и ремонте. Отмечались крепость конструкции и ее способность "держать" боевые повреждения - качества, на долгие годы, ставшие своеобразной "визитной карточкой" созданных в Таганроге самолетов.

С 1939 г. началась работа над корабельным катапультным разведчиком КОР-2, впервые поднятым в воздух осенью 1940 г. Эта работа продолжилась в поселке Савелово под Москвой куда было переведено ОКБ.

После начала войны ОКБ эвакуируется сначала в Омск, а затем в Красноярск. Там ОКБ помогало в короткие сроки наладить производство самолетов Бе-4 (КОР-2) на новом месте. Всего выпущено 49 Бе-4.

Бе-4 воевал с береговых гидроаэродромов на Черном море и Балтике как противолодочный, спасательный самолет и ближний морской разведчик.

В Красноярске было начато проектирование и строительство летающей лодки ЛЛ-143.

В Таганрог из эвакуации само ОКБ Г.М. Бериева вернулось уже после Победы, в феврале 1946 г.

До войны авиационный завод №31 в Таганроге выпускал гидросамолеты МБР-2, Ш-2, Че-2, а также ГСТ - лицензионную американскую летающую лодку Консолидейтед "Каталина". В 1940 г. в короткий срок было освоено производство ближних бомбардировщиков ББ-1 (Су-2), а затем завод перешел на массовый выпуск истребителей ЛаГГ-3.

С началом войны на таганрогские ЛаГГ-3 один за другим перевооружали отведенные с фронта истребительные полки. Были дни, когда с завода отправляли на фронт до 8-10 истребителей.

Но фронт приближался к городу, и в октябре 1941 г. был получен приказ об эвакуации. Были демонтированы сотни единиц оборудования, станков, стапелей. Все это и задел истребителей, материалы грузилось в эшелоны и баржи и увозилось в глубокий тыл, в Тбилиси.

Кроме ЛаГГ-3, в Тбилиси в годы войны серийно строились также истребители Ла-5, Ла-5ФН, Як-3.

Всего за 1941-1944 гг. завод № 31 в Таганроге и потом после эвакуации в Тбилиси в общей сложности построил 3537 истребителей, из них 2550 относились к типу ЛаГГ-3.

30 августа 1943 года Таганрог был освобожден от оккупантов. Фактически завода не было. Уходя из Таганрога фашисты взорвали основные производственные цеха. Большинство корпусов лежало в развалинах.

Но уже 2 сентября на предприятии начались восстановительные работы. На производственной площадке завода №31, был организован авиаремонтный завод №86.

Через несколько недель после освобождения города, в отдельных сохранившихся зданиях заводчане приступили к ремонту техники для фронта. Кроме того, на заводе была сформированы полевые ремонтные бригады, которые ремонтировали авиационную технику непосредственно в действующей армии.

В 1943 г. на заводе было отремонтировано 10 самолетов У-2, один ТБ-3 и один Р-5. В полевых условиях было отремонтировано еще 935 боевых самолетов различных типов (Ил-2, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, У-2).

За 1944 г. на заводе отремонтировали 31 "летающий танк" Ил-2. Кроме них ремонт прошли еще 158 самолетов различных типов - У-2, Ут-2, Р-5, ПР-5, ТБ-3 (больше всего У-2 - 119). Еще 495 самолетов было отремонтировано в действующей армии. В победном 1945 году в полевых условиях было отремонтировано 515 самолетов, на заводе — 79.

9 мая 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, страна, а вместе с ней и завод вступали в новую мирную жизнь. Начиналась, новая послевоенная история завода, ОКБ и отечественной гидроавиации.

Справочная информация:

ПАО "Таганрогский авиационный научно технический комплекс им. Г. М. Бериева" (ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева") создан 1 октября 1934 года как Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения. С 2006 года входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации. В апреле 2011 года осуществлена реорганизация ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" в форме присоединения к нему серийного авиационного завода ОАО "ТАВИА".

Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК") создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России, в настоящее время государству принадлежит более 85% акций холдинга.

В состав ОАК входят ведущие российские конструкторские бюро и самолетостроительные заводы, среди которых Компания "Сухой"; Корпорация "Иркут"; "ОАК - Транспортные самолеты"; Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина; Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"; "Туполев"; "Ильюшин Финанс Ко."; "Авиастар-СП"; "ВАСО"; РСК "МиГ"; ЭМЗ им. В.М. Мясищева; ЛИИ им. М.М. Громова; "Аэрокомпозит"; ТАНТК им. Г.М. Бериева.

Предприятия ОАК выполняют полный цикл работ - от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники.

В 2014 году ОАК поставила заказчикам 159 самолетов, на 43% больше чем в 2013. Выручка холдинга увеличилась на 34%, до 295 млрд. рублей. На предприятиях корпорации работают более 98 000 сотрудников.

Президент ОАК - Юрий Борисович Слюсарь.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАНТК им. Бериева». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка