О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вестник Победы!

Пилот гражданской авиации Алексей Семенков на самолете Ли-2 доставил 9 мая 1945 года из Берлина в Москву исторический документ - "Акт о безоговорочной капитуляции Германии" и Знамя Победы

Гражданские авиаторы внесли большой вклад в Победу в Великой Отечественной войне. И, наверное, символично, что именно пилот гражданской авиации Алексей Семенков на самолете Ли-2 доставил 9 мая 1945 года из Берлина в Москву исторический документ - "Акт о безоговорочной капитуляции Германии" и Знамя Победы.

Автору этой статьи посчастливилось в 1980 г.узнать подробности того исторического полета из уст самого Алексея Ивановича Семенкова. Его я слушал в актовом зале МГА СССР в дни праздновании 35-летия великой Победы. С трибуны выступал подтянутый генерал с многочисленными наградами, любимец всего коллектива министерства. Привожу его рассказ по памяти.

"Войну я встретил в июне 1941 г. Опасность в бою подстерегала всегда: и подбивали, и горел, но я твердо верил, что доживу до Победы, и это случилось! Мы в Германии, мы - победили. Одной этой радости хватило бы на всю жизнь, а тут вдруг поступает приказ: нашему полку поручается доставить знамя Победы в Москву 9 мая к празднику Победы. Я мог бы поручить этот полет любому своему экипажу, в каждом летчике я был уверен, но полагал, что ответственность за этот самый важный рейс я переложить ни на кого не могу. Быстро сформировал экипаж - вторым пилотом стал бывший гражданский летчик Тайметов, штурманом - Калинин, за технику отвечал бортмеханик Демин, за связь - бортрадист Гордиенко.

Весь техсостав всю ночь готовил самолет - нужно было исключить любые случайности. Вылет назначили по нулям, я велел экипажу идти на отдых, а сам попытался уснуть - но куда там! Сна не было - такая радость переполняла меня - четыре года шли к Победе. И еще ответственность - полет такой, в котором не должно быть случайностей. А я даже не знаю загрузки - кто полетит со мной в качестве пассажиров, до последней минуты все держалось в секрете. И еще гордость: я, простой крестьянский сын, простой летчик, поведу самолет в столицу со знаменем Победы!".

До выполнения исторического полета 9 мая 1945 г. у Алексея Ивановича Семенкова, выпускника Тамбовской авиашколы ГВФ 1936 г., участника войны с Финляндией (1939-1940 гг.), за мужество и отвагу награжденного орденом Красного Знамени, были сотни боевых вылетов. В начале войны старший лейтенант, потом заместитель командира эскадрильи, он совершил 120 боевых вылетов в блокадный Ленинград, доставляя продовольствие и медикаменты. Под Москвой А.И. Семенков сбрасывал десанты в тыл противника. А в первый день 1942 г. получил срочное задание Ставки - вылететь на оккупированную фашистами территорию и разбросать листовки, сообщавшие о разгроме фашистских войск под Москвой. Под крылом самолета мелькали Можайск, Вязьма, Смоленск, Рославль, родной Витебск...

В 1943-1944 гг. А.И. Семенков, уже в должности командира полка 1-й авиатранспортной дивизии, совершил около 150 боевых вылетов к белорусским партизанам. За это время летчики его полка 2000 раз летали в партизанские зоны. Обратными рейсами вывозили раненых, больных, детей и стариков. Полеты выполнялись круглосуточно, зимой и летом, под огнем вражеских зениток и "мессеров". Полк участвовал и в боях за освобождение Севастополя 9 мая 1944 г., за что был удостоен почетного наименования "Севастопольский". Затем были бои в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, в небе Берлина... Всего за время войны Алексей Семенков выполнил более 500 боевых вылетов, провел в воздухе свыше 1500 часов.

А.И. Семенков представлялся к званию Героя Советского Союза дважды: весной 1942 г. - за 120 полетов в блокадный Ленинград и обратно, а также в 1945 г. - за боевые успехи гвардейского полка, которым он командовал, и личное мужество. Однако, оба представления реализованы не были. Лишь в феврале 1998 г. Алексею Ивановичу было присвоено звание Героя Российской Федерации.

И в послевоенные годы Алексею Ивановичу Семенкову доверялись особо важные задания и поручения. В течение нескольких лет он возглавлял авиагруппу Международных воздушных сообщений. В 1952-1975 гг. А.И. Семенков работал в Центральном аппарате ГУ ГВФ и Министерстве гражданской авиации СССР, в том числе, первым заместителем министра. В 70-е гг. он возглавлял Госавианадзор СССР.

На первенце реактивной пассажирской авиации - самолете Ту-104 - А.И. Семенков в 1957 г. впервые выполнил трансатлантический перелет по маршруту Москва-Нью-Йорк.

Работая на руководящих постах, генерал-лейтенант авиации, заслуженный пилот СССР Алексей Иванович Семенков внес большой вклад в развитие отечественной гражданской авиации, освоение реактивной авиатехники, обеспечение безопасности полетов.

Пилот гражданской авиации, доставивший 9 мая 1945 г. в Москву исторический "Акт о безоговорочной капитуляции Германии" и Знамя Победы, ушел из жизни в 2000 году...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка