Источник: компания «Аэропроект»
Опубликовано: 12.05.2015, 11:16

Вклад "Аэропроекта" в победу над фашизмом!


[image]

Вероломное нападение фашисткой Германии на нашу страну застало гражданскую авиацию за обычной мирной работой.

За три месяца до начала наступления немецко-фашистских войск экспедиция "Аэропроекта" выполнила изыскания и обеспечила необходимой технической документацией строительство аэродромов вдоль западной границы страны. Проявляя настоящие образцы ответственного отношения к своим обязанностям все, от чертежницы до автора проекта, обеспечили строительство двух десятков аэродромов с искусственными взлетно-посадочными полосами.

Перед началом войны было закончено строительство центрального московского аэропорта Внуково по проектам, разработанным специалистами "Аэропроекта", торжественное открытие которого намечалось на 22 июня 1941 г., но мирные планы порушила война.

С началом войны многие сотрудники "Аэропроекта" были мобилизованы в действующую армию. Они выполняли задания командования по изысканиям, проектированию и строительству фронтовых и тыловых аэродромов, применяя свои знания и богатый опыт для обеспечения активных боевых действий Военно-Воздушных Сил Красной армии, были задействованы в проектировании объектов строительства аэродромов оборонительных поясов на территориях Средне-Волжского и Сибирского военных округов.

После окончания войны многие из них вернулись в "Аэропроект" и своим трудом внесли вклад в развитие гражданской авиации. Однако не всем было суждено увидеть мирное небо над Родиной, они отдали свою жизнь в борьбе за ее честь и независимость. Память о погибших сотрудниках в период Великой Отечественной войны сохраняется в памяти коллектива института.

9 октября 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки самолетов и грузов из США в СССР по воздуху. Создание этой трассы возлагалось на Главное управление Гражданского воздушного флота.

Наиболее квалифицированные кадры проектировщиков - сотрудников "Аэропроекта" по праву были привлечены к строительству аэропортов по всей трассе от Красноярска до Уэлькаля на Чукотке. Для ее функционирования уже в ноябре 1941 года началась реконструкция имеющихся аэродромов. В Красноярске удлинили две взлетно-посадочные полосы, построили рулежные дорожки и места стоянки самолетов. Был реконструирован аэродром в Якутске. Строительство новых аэродромов началось в 1942 году. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полетные карты. 27 апреля 1942 года Гражданский воздушный флот, строящий и эксплуатирующий трассу, был подчинен Военно-Воздушным силам Красной Армии.

После принятия решения об использовании трассы для перегонки боевых самолетов из США по договору ленд-лиза была развернута большая работа по изысканиям и проектированию остальных аэропортов для обеспечения бесперебойной эксплуатации трассы. При общей протяженностью трассы по территории страны около 5000 км за годы войны были построены и введены в эксплуатацию 16 аэродромов и 274 зданий и сооружений. В числе вновь построенных базовые аэропорты трассы Уэлькаль, Марково, Сеймчан, Якутск, Киренск, а также ряд промежуточных и запасных аэродромов - Чаплино, Анадырь, Танюрер, Магадан, Берелех, Зырянка, Олекминск, Витим, Нижне-Илимск и др.

Все проектно-изыскательские работы по аэропортам трассы выполнила группа специалистов "Аэропроекта", которая приняла и непосредственное участие в их строительстве. Работы по созданию трассы проводились в тяжелейших условиях Крайнего Севера, для которого свойственны низкие до -50 С температуры, ветры и метели зимой и распутица, топи, непроходимые болота - летом. Люди жили в невыносимых условиях, в землянках, работали практически круглосуточно, но были полны энтузиазма и желания как можно скорее выполнить эту ответственную и важную работу.

По мере строительства трассы обогащался опыт аэродромного строительства, появлялись новые типы покрытий. В Уэлькале была запроектирована и построена ВПП из деревянных реек с промежутками, заполненными гравием. В аэропортах Киренск, Якутск и Сеймчан выполнены аэродромные покрытия из оптимальных гравийных смесей, обработанных жидким битумом способом смешения на месте. В Марково и Танюрере устроены покрытия из сборных металлических плит.

По проектам института в аэропортах Якутск и Киренск были построены деревянные аэровокзалы и ангары пролетом 34 м, представляющие значительный интерес по своему архитектурному и конструктивному решению. Осваивались новые типы светосигнального и радионавигационного оборудования.

За годы войны по трассе из США для использования в боевых действиях переправлено 8094 самолетов истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации.

Материальное обеспечение трассы происходило через порты в Магадане, Тикси, Провидения, Амбарчике и Уэлькале, откуда по рекам и дорогам грузы развозились в 25 пунктов приема.

К 1945 году на базе главной трассы функционировали маршруты: Красноярска - Уэлькаль; Якутск - Хабаровск, Анадырь - Магадан - Хабаровск, Магадан - Киренск - Красноярск и Якутск - Тикси, в том числе для перегонки самолетов для забайкальского, первого, второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота для обеспечения боевых действий против Японской империи. В августе 1945 г. поставки авиатехники из США по трассе прекратились.

За участие в строительстве воздушной трассы Красноярск-Уэлькаль большая группа сотрудников "Аэропроекта" была награждена орденами и медалями.

После войны многие из аэропортов трассы Красноярск-Уэлькаль стали основой развития воздушных сообщений в отдаленных районах Якутии, Колымы и Чукотки, которые и поныне служат в качестве аэропортов действующих воздушных линий Гражданской авиации.

За годы войны с участием специалистов "Аэропроекта" были построены сотни прифронтовых и оперативных аэродромов, которые сыграли важную роль в разгроме фашистов как на отдельных участках фронтов, так и в деле нашей общей победы над врагом.

9 мая 1945 года завершилось самое трудное для советских граждан испытание - закончилась Великая Отечественная война с фашистской Германией. Начался новый этап в жизни всего советского народа и коллектива "Аэропроекта".

 
Другие пресс-релизы «Аэропроект» | Все пресс-релизы
Дайджест прессы за 12 мая 2015 года | Дайджест публикаций за 12 мая 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Аэропроект». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.