О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Истребитель F35 - самый большой "белый слон" в истории

Американские военные гордятся сверхсовременным истребителем. Авиастроители продают его за бешеные деньги, несмотря на то, что самолет еще далек от готовности и цена его растет, как на дрожжах

Американские военные гордятся сверхсовременным истребителем. Авиастроители продают его за бешеные деньги, несмотря на то, что самолет еще далек от готовности и цена его растет, как на дрожжах. Не удивительно, в самой Америке F35 все чаще называют "белым слоном", т.е. очень дорогим проектом, не имеющим (по крайней мере, пока) практической ценности.

Разработчики из Lockheed Martin утверждают, что их новый истребитель-невидимка настолько современен и "наворочен", что даст США и Великобритании, которая три года назад хотела заказать полторы сотни крылатых машин, преимущество в воздухе в любом вооруженном конфликте над любым противником. Однако бывший министр обороны той же Великобритании сэр Ник Харви (2010-12) предлагает дать ему другое название - самый большой "белый слон" в истории.

Lockheed обещал передать Пентагону первую партию из 130 F35 еще в 2012 году. На дворе уже 2015-й год, однако дата, когда "чудо авиастроения" появится на вооружении американских ВВС, сейчас неизвестна.

"Этот самолет не только очень дорогой,- говорит Джон Маршалл, один из руководителей исследовательской организации Defence Synergia.- Он имеет множество технических и операционных неполадок и едва ли поступит на вооружение в ближайшие годы".

Специалисты считают, что раньше 2020 года, причем, многие соглашаются, что это чересчур оптимистичная оценка, американским и британским летчикам рассчитывать на F35 не стоит.

Технических проблем у "суперистребителя" тоже супермного. Independent on Sunday, например, написал, что со всех 131 уже собранных F35 сняли для проверки и ремонта двигатели, чтобы избежать прошлогодних возгораний. Кстати, тогда испытания приходилось в течение года прерывать трижды.

Пока американские авиастроители продолжают и доделывать истребители, их цена стремительно растет: в 2012 году F35 стоил 50 млн. долларов, а сейчас - уже почти втрое дороже - 130 млн. Естественно, что, если цена будет и дальше расти такими же темпами, то Lockheed будет усовершенствовать истребитель еще не один год.

Не удивительно и то, что с такими астрономическими ценами потенциальные покупатели будут вынуждены хорошо подумать, прежде чем делать заказ. Минобороны Великобритании, например, вместо планировавшихся в 2012 году 150 истребителей решило заказать лишь 8.

О дороговизне F35 красноречиво говорят следующие цифры: для того, чтобы купить 72 истребителя F35, которые предназначались для базирования на двух британских авианосцах, даже в нынешних ценах потребуется 9,3 млрд. долларов, т.е. примерно столько же, сколько стоят оба корабля.

Программа создания F35 считается в Пентагоне самой амбициозной и дорогой. Даже в 2001 году она стоила 233 млрд. долларов. В прошлом же году ее смета выросла до 391 млрд. И это, понимают, конечно, все, далеко не предел. По некоторым оценкам, полная стоимость создания и содержания истребителя F35 может превысить триллион долларов!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка