Источник: информационное агентство «РБК»
Автор: Вера Преловская, Жанель Куандыкова
Опубликовано: 14.05.2015, 08:17

Лоукостер "Аэрофлота" заставил авиакомпании снижать цены внутри России


Онлайн-сервисы по покупке авиабилетов отмечают снижение цен на часть внутренних рейсов в России. По словам экспертов, такая тенденция отмечается в том числе на направлениях, где работает лоукостер "Победа".

Стоимость билетов на маршрутах, по которым летает бюджетный перевозчик "Победа" (100-процентная "дочка" "Аэрофлота"), снизилась в среднем на 20%, рассказал РИА Новости исполнительный директор Aviasales Максим Крайнов. По его словам, стоимость перелета в Волгоград упала на 56% - с 11,28 тыс. руб. до 4,9 тыс. руб. Летающие в Тюмень пассажиры смогут сэкономить на билетах почти 9 тыс. руб. - по данным Aviasales, перелеты в этом направлении подешевели на 58% (с 14,89 тыс. до 6,15 тыс.). Билеты в Нижневартовск подешевели в два раза - с 14 тыс. руб. до 6,95 тыс. руб., а в Сургут стало дешевле летать на 38% (9,74 тыс. руб. против 15,73 тыс. руб. ранее).

Генеральный директор туристического сервиса "Туту.ру" Дмитрий Храпов также указывает на снижение средних цен на авиабилеты в Астрахань на 35% по сравнению с прошлым годом. "По ряду популярных направлений средние цены на билеты "Победы" в 2-3 раза ниже цен на авиабилеты всех остальных перевозчиков. Например, на первые майские праздники средние цены на авиабилеты в Астрахань и Волгоград с вылетом из Москвы снизились по сравнению с прошлым годом на 35 и 45% соответственно", - цитирует РИА Новости Храпова.

В онлайн-агентстве Anywayanyday подтвердили РБК, что маршруты, по которым работает "Победа", стали дешевле. "Мы сравнили среднюю стоимость авиабилетов всех авиакомпаний (кроме "Победы") в период с 1 мая 2014 года по 1 ноября 2014 года, до запуска продаж на рейсы лоукостера, и после - среднюю стоимость авиабилетов с 1 ноября 2014 года по 1 апреля 2015 года. По нашим данным, некоторые направления, куда стали летать самолеты "Победы", стали доступнее. Средняя стоимость авиабилетов на эти направления снизилась на 17%", - сообщил РБК генеральный директор Anywayanyday Евгений Шухлин.

Средняя стоимость авиабилетов из Москвы в Волгоград на сайте anywayanyday.com снизилась на 9%, в Уфу - на 11%, во Владикавказ - на 14%. Больше всего подешевели билеты в Тюмень - на 33%, в Архангельск (на 31%), в Екатеринбург (снижение на 26%), в Пермь и Астрахань (на 27%) и Сочи (стоимость билетов снизилась на 22%). Перелеты в Геленджик стали доступнее на 15%, в Сургут - на 19%.

Как для "Аэрофлота" меняли законы

Крах "Авиановы" и SkyExpress


Перед запуском первого лоукостера "Аэрофлота" ("Добролета") руководство компании добилось изменений в российском законодательстве. Оно не позволяло продавать невозвратные билеты, брать плату за багаж и не кормить пассажиров на борту. Из-за этого создать реально работающую модель лоукостера было невозможно. Предыдущие попытки российских авиаперевозчиков работать в низкобюджетном сегменте закончились неудачей. В 2011 году обанкротилась авиакомпания "Авианова", еще раньше полеты прекратил SkyExpress.

После встречи с Путиным

Все изменилось, когда в игру вступил "Аэрофлот". В конце 2012 года генеральный директор компании Виталий Савельев встретился с Владимиром Путиным, который высказал пожелание увидеть российский дискаунтер. Для этого придется менять законодательство, отметил Савельев. В результате в 2013-2014 годах власти изменили законы и авиационные правила, чтобы лоукостеры смогли зарабатывать в России. Они вступили в силу с начала лета 2014 года, когда и заработал первый "Добролет".

В то же время после старта продаж на рейсы "Победы" на сайте anywayanyday.com увеличилась средняя стоимость билетов из Москвы в Анапу (на 9%), в Белгород (на 6%), в Махачкалу (на 18%) и в Нижневартовск (на 23%).

Трэвел-агентство Biletix отмечает снижение на 38,2% среднего чека на рейсы лоукост-авиакомпаний: если год назад показатель для авиабилетов в одну сторону составлял 11 542 руб., то в 2015 году - 7141 руб. Также выросла доля продаж в лоукост-сегменте, отмечает компания: в системе Biletix в марте-апреле доля продаж низкобюджетных авиакомпаний составила 4,6% против 0,8% за аналогичный период 2014 года.

Как рассказал РБК генеральный директор Biletix Александр Сизинцев, "столь резкий разворот связан с началом полетов бюджетной авиакомпании "Победа", которая смогла предложить конкурентные цены и достаточно широкую маршрутную сеть перелетов".

В онлайн-агентстве OZON.travel не подтвердили РБК, что стоимость билетов на маршрутах "Победы" снизилась на 20%, но отмечают, что появление лоукостера "безусловно, дало возможность пассажирам летать дешевле". При этом пассажиры "Победы" могут довольствоваться только базовыми услугами - остальные услуги, включая звонок в контактный центр, внеочередной проход на посадку, выбор места в самолете, еду на борту и провоз багажа, остаются платными.

"Поведение же остальных авиакомпаний нельзя однозначно напрямую связать только с ценовой политикой "Победы". Оно также сильно зависит от колебаний курсов валют, загрузкой направления и собственной маркетинговой политикой авиакомпаний. В ряде направлений, на которых летает "Победа", билеты классических регулярных перевозчиков даже существенно подорожали в течение года, несмотря на наличие "Победы", - рассказал Яковлев РБК.

Представитель "Победы" пояснил РБК, что авиакомпания будет придерживаться выбранной ценовой политики. По его словам, на любом направлении будет минимальная стоимость билета 999 руб. с учетом такс и сборов. "Однако количество таких билетов напрямую зависит от спроса на направление, от загрузки рейса", - подчеркнули в компании.

"Добролет" не полетел

"Победа" - вторая попытка "Аэрофлота" прорваться в низкобюджетный сегмент. Первая "дочка" крупнейшего национального перевозчика - "Добролет" с парком в два самолета - с помпой заработала в июне 2014 года. Первый рейс, в который отправился самолет в цветах новой авиакомпании, был в Симферополь. Церемонию начала работы перевозчика посетил премьер-министр Дмитрий Медведев. Полеты "Добролета" пользовались популярностью. В первый же день продаж билетов в Симферополь по цене около 980 руб. в один конец сайт компании рухнул под наплывом желающих стать ее пассажирами.

Но летал "Добролет" недолго: в начале августа он прекратил полеты из‑за санкций Евросоюза, который внес перевозчика в соответствующий список. Европейские компании отказались поддерживать лизинговый договор с перевозчиком, летающим в Крым, и обслуживать его суда. В результате "Аэрофлоту" пришлось полностью отказаться от бренда, зарегистрировать новое ООО "Бюджетный перевозчик" и назвать новый дискаунтер "Победа". В Крым он не летает.

"Победа" стала преемником первого лоукостера "Аэрофлота" - "Добролета". Работа авиакомпании была остановлена после введения санкций ЕС. Лоукостер был наказан за полеты в Крым. "Победа" осуществляет полеты из Москвы в Белгород, Волгоград, Екатеринбург, Пермь, Сургут, Архангельск, Астрахань, Владикавказ, Махачкалу, Уфу и Тюмень. В марте лоукостер открыл продажу билетов в Сочи, Анапу и Геленджик из Москвы.

В феврале лоукостер "Победа" оказался в центре внимания Федеральной антимонопольной службы по подозрению в ложной рекламе. Управление ФАС по Челябинской области возбудило дело в отношении компании по факту размещения недостоверной рекламы перелетов в Москву за 999 руб. В ведомстве отметили, что стоимость 999 руб. на рекламных носителях была указана крупным шрифтом, в то время как информация о том, что тариф учитывается без стоимости сборов, указана "очень мелким шрифтом, на не контрастном фоне". Как сообщила ТАСС начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией ФАС Людмила Галичина, при покупке билета выяснилось, что его стоимость составляет 1999 руб., не считая сбора в более чем 500 руб. Таким образом, по ее словам, цена перелета составила бы более 2,5 тыс. руб.

В пресс-службе компании назвали претензию ФАС необоснованной. "Если сотрудники ведомства покупали билет перед вылетом, конечно, они вряд ли могли найти предложение по минимальному тарифу. Но и 2,5 тыс. руб. - очень хорошее предложение для направления Челябинск - Москва", - заявила РБК пресс-секретарь "Победы" Елена Селиванова.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 14 мая 2015 года | Дайджест публикаций за 14 мая 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Победа, Авианова, Савельев Виталий, Aviasales, Авиакомпания "Победа", Добролет, В.И.П. Сервис / V.I.P. Сервис, Авианова, Рижский Институт Аэронавигации (в процессе тестирования)