Источник: информационное агентство «ЯСИА»
Опубликовано: 15.05.2015, 10:53

В Ил Тумэне обсудили вопросы развития малой авиации


Перспективы развития малой авиации обсудили 14 мая в Государственном Собрании (Ил Тумэн). Рабочее совещание состоялось по инициативе постоянного комитета республиканского парламента по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры под председательством Виктора Федорова, сообщает пресс-служба парламента.

Потребность в малой авиации в Якутии с учетом огромных расстояний и отсутствия дорог - огромная. С помощью малых воздушных судов можно проводить экстренную госпитализацию больных из труднодоступных малонаселенных пунктов, искать пропавших в тайге, патрулировать лесные массивы, тушить лесные пожары, выполнять различные сельскохозяйственные работы, ликвидировать природные и техногенные ситуации, охотиться на хищников, наносящих многотысячные уроны оленеводам, решать многие другие задачи.

Открывая совещание, председатель профильного Комитета Ил Тумэна Виктор Федоров отметил, что обсуждаемая тема актуальна для Якутии. "В республике на санитарную авиацию выделяется больше миллиарда рублей из республиканского бюджета, используются вертолеты Ми-8, час полета которых стоит около 172 тыс. рублей, на 15 минут полета тратится 200 л. авиационного керосина. В то же время сверхлегкие самолеты тратят 15 литров бензина на час полета, себестоимость их эксплуатации составляет 1 700 рублей в час, то есть, ровно в 100 раз меньше", - сказал он.

Участники совещания обсудили проблемы отрасли. Прежде всего, затронут вопрос обновления парка малых самолетов и вертолетов. Как сообщил первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Георгий Егоров, по состоянию на 30 марта 2015 года "в целом парк "малой авиации" насчитывает 106 единиц, в основном, это самолеты Ан-2, Ан-3 и вертолеты Ми-8". Доля исправных воздушных судов составляет примерно 50%. Если посмотреть на примере авиакомпании "Полярные авиалинии", то по информации Георгия Егорова, из 21 самолета Ан-2 исправны всего 5 воздушных судов, из 6 самолетов Ан-3 исправно 3, из 28 единиц вертолетов Ми-8 - 15. Кроме того, на балансе авиакомпании находится один "Пилатус" и два самолета "Даймонд-40". "Потребность Якутии в малых воздушных судах составляет 55 единиц: 15 самолетов вместимостью 10-12 посадочных мест (типа Ан-2); 10 самолетов вместимостью до 19 мест (типа Л-410) и 30 единиц самолетов вместимостью от 50 до 72 посадочных мест (типа Ан-24). Кроме того, есть потребность в 25 единицах вертолетов Ми-8", - сказал замминистра.

Народный депутат республики Владимир Членов предложил провести в Якутии авиасалон малой авиации с демонстрацией малой авиационной техники. Здесь, на месте, в Якутии можно будет выбрать именно ту модель, которая подойдет для условий Крайнего Севера. Кроме того, парламентарий предложил развивать не только малую, но и сверхлегкую авиацию. К примеру, использовать экранопланы - летательные аппараты, подобные самолету, но летающие в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на относительно небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. По мнению Владимира Михайловича, такие экранопланы объединяет в себе качества судна и самолета и их можно использовать на реке, когда обычные речные суда по тем или иным причинам не могут ездить.

Начальник Службы спасения Якутии Николай Находкин подчеркнул, что суда малой авиации необходимы для спасения людей. "В прошлом году мы 246 раз прибегали к услугам авиаторов, в основном, задействовали вертолет Ми-8. Каждый день поисков пропавшего в тайге человека на Ми-8 обходится примерно в 1 млн. рублей. Люди обычно обращаются к нам через 2-3 дня собственных поисков, за день потерявшийся человек может удалиться очень далеко, территория поисков получается очень значительной", - сказал он и добавил, что ввиду дороговизны для службы спасения нужна своя авиационная база. В целях экономии Служба спасения Якутии начала применять "беспилотники" и по итогам прошлого года, по данным докладчика, удалось сэкономить 56 млн рублей.

Индивидуальный предприниматель с частным самолетом "Тундра" Василий Куличкин расходует всего 35 литров обычного автомобильного бензина на 1 час лета. Но "подняться" выше, летать еще больше мешают бюрократические препоны. По его словам, очень трудно получить сертификат о летной годности (СЛГ), еще труднее оформить сертификат эксплуатанта. Трудно также сертифицировать новую авиационную технику. В этой связи молодой авиатор призвал "демократизировать, облегчить" летное законодательство. Его предложение поддержал коммерческий директор авиакомпании "Полярные авиалинии" Игорь Цой. Он отметил, что сегодня суда малой авиации летают точно по таким же правилам, как "Боинги" и вся "большая" авиация, поэтому нужно начинать с изменения нормативной правовой базы.

На избыточность "воздушного" законодательства указал также начальник отдела летных стандартов Саха (Якутского) межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Степан Калачев, и предложил внести изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, потому что только тогда начнут меняться правила федеральных авиационных правил.

Заместитель главного врача Республиканского центра медицины катастроф Минздрава Якутии Иосиф Олесов сообщил, что в год обслуживается более 2,5 тыс. экстренных больных, осуществляется более 150 санитарных вылетов. Он отметил, что в этом году после проведения мониторинга были изменены условия проведения государственного контракта. По условию технического задания выиграла авиакомпания ДОСААФ, которая вместо вертолета Ми-2 предоставила самолет Ан-2. Однако во многих наслегах данный самолет не может садиться. В итоге, в апреле сделано только 4 межрайонных авиарейса. Требуемый вертолет Ми-2 выигравшая тендер компания все-таки обещает перегнать. Таким образом, еще одна проблема - поддержание в работоспособном состоянии местных аэропортов с грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Малая авиация менее "прихотлива" по условиям взлета и посадки.

Вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев поднял вопрос субсидирования внутренних авиаперевозок, особенно в арктических районах. Народный депутат республики Владимир Федоров предложил создать условия для развития малой авиации, к примеру, сделать разумным налог для данной авиационной отрасли. Андрей Илларионов предложил создать в Якутии аэроклуб, который бы готовил местные кадры для малой авиации и пилотов-любителей. Для подготовки пилотов, по его мнению, необходимо приобрести два самолета класса "Сесна-140". Кроме того, он внес предложения по эксплуатации аэродромной сети.

Спикер якутского парламента Александр Жирков отметил, что уникальность территории Якутии, масштабность расположения населенных пунктов, неразвитость транспортной инфраструктуры предполагают, чтобы в нашей северной республике данная отрасль транспорта была развита больше, чем в других субъектах Федерации. При этом заметил, что малая авиация должна использоваться не только в государственном, но и в частном сегменте. Он отметил, что в труднодоступных районах вертолет или маломестный самолет иногда являются единственным видом транспорта и каналом снабжения, и хотя в таких населенных пунктах проживает совсем малое количество жителей, их нужды государство должно обеспечивать в полном объеме. В этой связи встает проблема удешевления стоимости транспортных перевозок - и пассажирских, и товарных. Таким образом, развитие малой авиации как основного фактора жизнеобеспечения жителей отдаленных населенных пунктов наших северных территорий приобретает стратегическое значение, а с учетом немалых расходов государственного бюджета возникает вопрос об экономической безопасности республики. Александр Жирков напомнил, что Ил Тумэн вышел на федеральный уровень с инициативой об оказании доступного медицинского обеспечения в малонаселенных территориях, и одним из путей решения данной задачи является развитие малой авиации.

Кроме того, председатель Ил Тумэна указал на отсутствие законодательного регулирования отрасли на федеральном уровне. Проект федерального закона "О малой авиации в Российской Федерации", подготовленный несколько лет назад Советом Федерации РФ и призванный законодательно закрепить термины, определения, ввести нормы, регулирующие отношения в сфере малой авиации на территории страны, так и не принят Государственной Думой. "Нормативные правовые документы без основного федерального закона и отсутствия соответствующего финансирования нужного эффекта не имеют", - подчеркнул спикер парламента Якутии.

Александр Жирков указал на необходимость продвижения вопроса развития малой авиации на федеральном уровне от Якутии как от одного из субъектов Российской Федерации, наиболее нуждающегося в услугах государственной и частной малой авиации. В этой связи он предложил совместно с правительством республики, хозяйствующими субъектами и организациями создать рабочую группу по реализации комплекса мер по развитию малой авиации и нормативно-правовому регулированию отношений в данной сфере. Ил Тумэн начал работу в данном направлении.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 15 мая 2015 года | Дайджест публикаций за 15 мая 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «ЯСИА». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Полярные авиалинии, Авиасалон, Ми-8, АН-24, Ми-2, Ан-3, Ан-24Б, Ан-2 (в процессе тестирования)