О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Далеко не все туроператоры переживут это лето"

Российские туроператоры продают поездки в Крым и Краснодарский край по беспрецедентно низким ценам. Так, недельный тур в Крым на одного человека можно купить по цене от 6 тыс. руб.

Российские туроператоры продают поездки в Крым и Краснодарский край по беспрецедентно низким ценам. Так, недельный тур в Крым на одного человека можно купить по цене от 6 тыс. руб. Заместитель председателя совета директоров холдинга Jet Travel Максим Приставко ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова.

Некоторые эксперты называют это демпингом и напоминают об опасностях подобных методов ведения бизнеса. В прошлом году демпинг при продаже туров в Грецию привел к кризису на рынке и прекращению деятельности ряда российских туроператоров.

- Действительно опасно так сильно занижать цены на путевки в Крым?

- Это действительно опасно, смертельно опасно, потому что демпинг в туристической отрасли - это, наверное, самое худшее, что может произойти с ней. Вы правильно уже сказали, что в прошлом году демпинг не только в Грецию привел к банкротству нескольких туроператоров. К сожалению, на рынке зарубежного туризма демпинг наблюдается с кризиса 2008 года, достаточно активный демпинг, и это основная причина, которая привела туристическую отрасль на грань краха. Туротрасль сейчас находится в очень сложном положении. Большинство туроператоров перекредитованы, они с трудом набирают деньги для того, чтобы гасить кредиты, и частично это провоцирует продажу туров по низким ценам, чтобы увеличить cashflow, приход денег в кассу, и погасить предыдущие долги. То есть туроператоры фактически занимают сами у себя под очень высокий процент. К чему это приводит, мы уже видели прошлым летом.

- Но в то же самое время многие говорят, что просто туры дешевые, поэтому демпинга-то никакого нет. Много новых компаний пришли на рынок?

- Да, у нас обыватель привык к тому, что он идет мимо магазина, видя объявления, что там скидка 70%, он испытывает положительные эмоции. Говорят, что это хорошо, потому что я могу зайти в магазин и купить что-то намного дешевле. Когда ты покупаешь тур, ситуация немножечко другая, ты этот тур сразу не используешь, ты его покупаешь и поедешь отдыхать через месяц, через два, может быть, даже через полгода. И здесь, в отличие от ботинок, которые ты купил со скидкой 70%, не гарантировано, что ты куда-то вообще поедешь, правильно? Ситуация отличается кардинально. Кроме того, хочу открыть страшную тайну: туроператорский бизнес на сегодняшний момент - это вещь не очень высокорентабельная. Если у туроператора средняя наценка около 5%, то это очень хорошо. Представьте себе, если вы продали тур со скидкой 50%, вам нужно продать еще десять туров с нормальной наценкой, чтобы просто оказаться в нулях, при этом накладные расходы у вас остаются, но вы ничего не заработали.

- А для самих туристов какая-то угроза есть, для тех, кто покупает эти туры по низким ценам?

- Риски есть, большие или меньшие - это зависит в первую очередь от того, как скоро состоится ваш тур. Если вы успели его купить дешево, быстренько съездили, отдохнули и вернулись, и довольны, то для вас все замечательно. Если вы купили такой тур и собираетесь ехать через два-три месяца, честно скажу, я бы вам посоветовал воздержаться от такой покупки: как опять же показывает опыт прошлого лета, далеко не все туроператоры переживут это лето. И этим летом ситуация лучше не стала, чем прошлым, она стала хуже, стала серьезно хуже, поскольку стала хуже ситуация в экономике в целом. Поэтому здесь есть целый ряд рисков: во-первых, туроператор может просто не справиться со своими обязательствами, и ваши деньги пропадут, вы потом будете долго получать компенсацию через страховые компании. Или как было, к сожалению, с парой фирм в прошлом году - туроператор может сознательно собирать деньги для того, чтобы потом обанкротиться, а то и просто исчезнуть с этими деньгами. Такой риск тоже, к сожалению, есть. Поэтому каждый здесь должен взвешивать по ситуации.

- Но предложение, по меньшей мере, заманчивое. Я прямо посмотрел сейчас несколько сайтов туроператоров, продают по 6-7 тыс. руб. туры в Крым, причем некоторые даже с авиаперелетами, хотя на некоторых сайтах там порядка 11 тыс. руб. берут туда и обратно.

- Совершенно верно, цены неправдоподобные. На самом деле, такие низкие цены можно объяснить несколькими причинами. Одна причина - туроператор взял, например, блоки мест на перелете, места эти у него горят, поэтому если он их продаст даже за 500 руб., все равно у него 500 руб. получится в кассу. В противном случае он просто не получит ни копейки, поэтому он их продает дешево. То же самое с отелями: ряд отелей может быть оплачен намного вперед, выкуплены гарантии на весь сезон, и нужно эти гарантии заполнять, поэтому лучше получить хоть какую-то копейку к себе в оборот, чем вообще не получить. Второй вариант - туроператор сознательно продает туры ниже себестоимости, зачастую намного ниже, для того чтобы своими могучими плечами пнуть всех конкурентов с рынка. Это тоже плохо, потому что это вообще вопрос к Антимонопольному комитету, не совсем корректное поведение на рынке, которое приводит к нежелательным последствиям. В любом случае это плохо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка