Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Владимир Гелаев
Опубликовано: 18.05.2015, 10:49

Как "Максим Горький" упал на Москву

80 лет назад над Москвой произошла катастрофа с самым большим самолетом в мире "Максимом Горьким"


18 мая 1935 года самый крупный в мире самолет "Максим Горький" упал в Москве. Вместе с ним погибли лучшие советские авиаконструкторы и инженеры. Трагическую историю рассказывает отдел науки "Газеты.Ru".

В истории 1932 год запомнился не только окончанием первой пятилетки, которая началась в 1928 году и была выполнена за четыре года и три месяца, но и появлением идеи создать в Советском Союзе самый большой агитационный самолет в мире. А назвать его в честь Максима Горького было решено потому, что именно на 1932 год пришелся юбилей литературной деятельности знаменитого писателя. Доверили создание гиганта специалистам из конструкторского бюро Андрея Туполева и Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), которые уже отметились созданием тяжелого бомбардировщика ТБ-3, известного также как АНТ-6.

Энтузиасты и трудящиеся с ходу собрали на строительство гиганта 6 млн руб. Не оставили без внимания амбициозный проект и советские власти.

Самолет был готов к 1934 году. И вполне себе мог похвастаться характеристиками, чего только стоили восемь двигателей общей мощностью 7200 л.с.

Размах крыла гиганта составлял 63 м, а площадь - 486 кв. м. Взлетная масса самолета составляла 42 т. Для взлета и посадки 30-метровому гиганту требовалось всего лишь 300-400 м, а его потолок равнялся 7,5 км. При этом максимальная скорость на высоте 3500 м равнялась 275 км/ч, а у земли - 260 км/ч. Улететь "Максим Горький" мог аж на 1 тыс. км, что по тем временам для такого гиганта вполне солидно. Уместиться в самолете могли 8 членов экипажа и 72 пассажира. На борту имелись типография с ротационной машиной, способной печатать по 8 тыс. листовок в час, радио, кино- и фотолаборатории. Помимо всего прочего обладал "Максим Горький" и самым настоящим автопилотом.

Впервые в воздух гигант поднялся 17 июня 1934 года. За его штурвалом находился прославленный советский летчик Михаил Громов.

Впоследствии на самолете смогли установить два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 тыс. и 15 тыс. кг на высоту 5 км. Успел "Максим Горький" и пролететь над Красной площадью в сопровождении двух истребителей - это произошло во время чествования легендарных челюскинцев. Полетать на самолете успел и создатель "Маленького принца" Антуан де Сент-Экзюпери, приезжавший в Советский Союз в 1935 году.

Сгубило "Максима Горького" стечение обстоятельств вкупе с безалаберностью. Пока пилот Михаил Громов лежал в больнице с жалобой на язву, а Андрей Туполев находился в США, было принято решение провести демонстрационный полет АНТ-20 и записать этот полет на видео. Сопровождать "Максима Горького", которым управлял знаменитый летчик Иван Михеев, должны были самолеты Р-5 и И-5 под управлением Владислава Рыбушкина и Николая Благина. Кроме того, на борту "Максима Горького" находились специалисты ЦАГИ вместе со своими детьми.

Взлетел самолет с Ходынского аэродрома, который до 1926 года носил имя Льва Троцкого, а впоследствии был назван в честь Михаила Фрунзе.

Вместе с ним в воздух поднялись и самолеты сопровождения. С Р-5 велась видеосъемка, а И-5 выполнял фигуры высшего пилотажа. В целом второй самолет был необходим для того, чтобы подчеркнуть и без того гигантские размеры "Максима Горького".

Полет проходил вполне успешно, и летчики уже готовились сажать гиганта, однако продолжавший выполнять фигуры высшего пилотажа Благин, который решил исполнить некое подобие "мертвой петли", врезался в АНТ-20 и выбил средний мотор гиганта.

И-5 продолжил разваливаться: его хвостовая часть нанесла непоправимый ущерб органам управления "Максима Горького", который попросту начал разрушаться в воздухе.

За падением на землю последовал страшный взрыв. Трупы и обломки собирали по всему поселку Сокол.

В катастрофе погибли сам Благин, 11 членов экипажа "Максима Горького", а вместе с ними 37 пассажиров из числа ведущих сотрудников ЦАГИ и их детей. Несмотря на то что во всем винили именно Благина, он был похоронен вместе с остальными жертвами авиакатастрофы на Новодевичьем кладбище в Москве.

К слову, именитый писатель Максим Горький умер спустя год - 18 июня 1936 года. А следствие, которое вели представители НКВД, обвинило в происшедшем документалистов, которые якобы и попросили летчика Благина исполнить фигуры высшего пилотажа для пущей зрелищности.

 

Дайджест прессы за 18 мая 2015 года | Дайджест публикаций за 18 мая 2015 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Сокол, Туполев, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Т-401, М-201, Д-41 (в процессе тестирования)