О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия не долетит до Китая без Украины

Украинский "Мотор Сич" может стать равноправным партнером в создании российско-китайского тяжелого вертолета, причем выбор зависит в первую очередь от заказчиков - китайских партнеров

Заявления российских чиновников о независимости отечественного авиапрома от украинских двигателей оказались преждевременными. Украинский "Мотор Сич" может стать равноправным партнером в создании российско-китайского тяжелого вертолета, причем выбор зависит в первую очередь от заказчиков - китайских партнеров. "Мотор Сич" может предоставить двигатель Д-136, поставляемый и для Ми-26. Но в Киеве уже официально открестились от участия в проекте, против этого недавно высказался и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Но, по мнению источников "Ъ" и экспертов, на первом этапе обойтись без "Мотор Сич" будет сложно.

Украинский производитель двигателей "Мотор Сич" может принять участие в разработке тяжелого гражданского российско-китайского вертолета, сообщил вчера гендиректор "Вертолетов России" Александр Михеев. По его словам, уже утверждена "дорожная карта" и определены участники проекта - китайская Avicopter, "Вертолеты России", КБ имени Миля и "Мотор Сич", который поставит двигатель Д-136. Стороны будут "равноправными партнерами в трехсторонней схеме", но за проектирование и создание машины отвечает Пекин. Господин Михеев отметил, что сотрудничество с Украиной напрямую обсуждает именно Китай, а не Россия. Контракт на производство вертолетов должен быть подписан в конце года.

В "Вертолетах России" "Ъ" уточнили, что выбор поставщика двигателя и окончательное решение остается за китайским партнером. В "Мотор Сич" отказались от комментариев. Но глава Госэкспортконтроля Украины Юрий Терещенко вчера вечером опроверг информацию об участии Украины в проекте, заявив, что "указанные утверждения являются очередной попыткой использования СМИ для дискредитации украинских субъектов хозяйственной деятельности".

"Вертолеты России" и Avicopter вели переговоры по проекту тяжелого вертолета Advanced Heavy Lifter "Авикоптер" с 2008 года. Рамочное соглашение о сотрудничестве подписано в начале мая по итогам встречи Владимира Путина и председателя Госсовета КНР Си Цзиньпина. Вертолет будет разрабатываться для китайского рынка. По данным "Ъ", в процессе проектирования класс вертолета может изменяться - он станет легче, поскольку "вес в 38 тонн был признан избыточным".

Впрочем, источник, близкий к Кабмину Украины, сообщил "Ъ", что пока контракт не подписан, переговоры продолжаются, а в случае подписания "он не будет считаться военным". Головным партнером и основным переговорщиком остается Китай, и именно туда "Мотор Сич" собирался поставлять продукцию, которую раньше покупала Россия, отмечает собеседник "Ъ". Поэтому решения Киева об остановке военно-технического сотрудничества с Россией не должны ограничить поставки. Но из-за того, что "все вышло на поверхность", контракт все же может сорваться, говорит собеседник "Ъ".

Но и российская сторона не очень стремится к кооперации с Украиной. Источник "Ъ" в ОПК отмечает, что это "дискуссионный вопрос", поскольку украинские двигатели можно поставить на вертолет, "только если он в перспективе не понадобится нам". Пока, по его словам, такой потребности нет, но для РФ было бы спокойнее исполнять контракт без третьей стороны, "тем более Украины". Такую позицию 8 мая уже огласил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он заявил, что "проект создания тяжелого вертолета ни от кого более не зависит, кроме как от России и Китая" и двигатель для него "будет создан в РФ, а не на Украине, как раньше". Базой для него послужит разработка двигателя для самолета МС-21. В Объединенной двигателестроительной корпорации "Ростеха" "Ъ" пояснили, что еще в конце 2014 года с "Вертолетами России" провели анализ возможности разработки на базе двигателя для МС-21 вертолетной версии - ПД-12В.

Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что пока политические риски участия "Мотор Сич" в проекте минимальны, поскольку заказчиком выступает Пекин. Заявленные параметры российского двигателя превосходят украинский аналог, но ПД-12В неизбежно окажется дороже, а срок его экспортных поставок пока не определен, и выбор украинского двигателя минимизирует риски, считает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка